Архитектура // Мосты //

АЛАРЧИН МОСТ, через кан. Грибоедова, в створе Английского просп., предположительно назв. по фам. корабельного мастера Аладчанина, чей дом находился у моста. К 1753 здесь существовал дерев. мост. В 1783-85 построен новый 3-пролетный мост с дерев. пролетными строениями (центр. - разводное, заменено ок. 1840) на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1906-08 по тем же опорам уложены металлич. балки с криволинейным очертанием ниж. поясов (инж.
Архитектура // Мосты //

ДВОРЦОВЫЙ МОСТ (в 1918-52 Республиканский, в честь Сов. республики), через Б. Неву, соединяет Дворцовый проезд. с Биржевой пл. Назван по Зимнему дворцу. Проект наплавного Д. м. ок. 1828 создал инж. П. П. Базен. В 1856-1912 здесь наводился Исаакиевский мост. В 1879 на нем установили эксперим. электрич. фонари П. Н. Яблочкова. Пост. Д. м. (без архит. оформления) построен в 1912-16 (инж. А. П. Пшеницкий и Об-во Коломенских з-дов).
Архитектура // Мосты //

ДЕКАБРИСТОВ МОСТ (до 1918 Офицерский), через Крюков кан., на ул. Декабристов (быв. Офицерская ул., отсюда оба назв.). Построен в 1784-86 как 3-пролетный с дерев. пролетными строениями (центральное - разводное) на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1914 расширен, установлено металлич. пролетное строение из клепаных неразрезных двутавровых балок (инж. А. П. Пшеницкий), новые кованые решетки сложного рисунка. В 1990 заменены гидроизоляция и гранитный парапет.
Архитектура // Мосты //

ЕКАТЕРИНГОФСКИЙ МОСТ (в 1911-20 Рижский), через р. Екатерингофку, соединяет Рижский просп. (отсюда прежнее назв.) с Гапсальской ул. Гутуевского о. Построен в 1910-14 (инж. А. П. Пшеницкий, Д. Я. Акимов-Перетц и др. при участии амер. фирмы "Шерцер и К°"). Отверстие перекрыто металлич. разводным 2-крылым пролетным строением со сплошной стенкой откатно-раскрывающейся системы, устои бутовой кладки, облицованы гранитом. На левобережном устое - павильон управления в виде гранитной башни.
Архитектура // Мосты //

ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ (первонач. Петровский, в 1735-68 Зеленый, по окраске; в 1768-1918 Полицейский, в 1918-98 Народный), через р. Мойку, на Невском просп. С 1716 здесь существовал дерев. подъемный мост, в кон. 18 в. перестроен в дерев. 3-пролетный балочный на кам. опорах. Заново построен в 1806 (арх. В. И. Гесте, консультант Ф. П. Деволант). Пролет перекрыт чугунным тюбинговым бесшарнирным сводом, опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1842 тротуары вынесены на консоли (инж.
Архитектура // Мосты //

ЛОМОНОСОВА МОСТ (до 1948 Чернышев мост), через р. Фонтанку, на ул. Ломоносова (быв. Чернышев пер., отсюда прежнее назв.). Построен в 1785-87 по типовому проекту, имел 3 пролета: боковые перекрыты коробовидными кам. сводами, средний - дерев. разводной. На быках - 4 башни-павильона с цепями для подъема разводного пролета. В 1912-13 разводное пролетное строение заменено металлич. балочным (инж. А. П. Пшеницкий). Ок. 1915 на устоях установлены гранитные обелиски-фонари (арх. И. А. Фомин).
Архитектура // Мосты //

МОСТЫ, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д.), на кан. Грибоедова - 21, на Обводном кан. - 26 (в т. ч. 7 ж.-д.), на Фонтанке и Мойке - по 15; 21 М. - разводной.
Архитектура // Мосты //

НИКОЛЬСКИЕ МОСТЫ, два моста ок. Никольского Морского собора (отсюда назв.) Ново-Н. м., через кан. Грибоедова, соединяет Никольскую пл. с ул. Мясникова. Здесь в 1835-37 был сооружен чугунный тюбинговый мост на устоях бутовой кладки с гранитной облицовкой, к-рый обрушился 8.10.1837 из-за деформации устоев. В 1841 его пролетное строение заменено на арочное из котельного железа с соединениями на заклепках. После 1880 мост переделан в 3-пролетный балочный на дерев. опорах.
Архитектура // Мосты //

ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ МОСТ (в 1824-27 Цепной, в 1828-91 Пантелеймоновский цепной, в 1915-23 Гангутский, в 1920-х гг. Декабриста Пестеля, с кон. 1920-х гг. до 1991 мост Пестеля), через р. Фонтанка, в створе ул. Пестеля (быв. Пантелеймоновская ул., по Пантелеимоновской церкви, отсюда назв.). В 1725-26 здесь был построен (мастер X. ван Болес) дерев. мост-акведук для питания фонтанов Летнего сада. В 1748-49 его заменили новым в стиле барокко (арх. Ф. Б. Растрелли).
Архитектура // Мосты //

ПОЦЕЛУЕВ МОСТ (в 1738 Цветной), через р. Мойку, на ул. Глинки. Строился в 1808-16 (с перерывами, арх. В. И. Гесте) на месте существовавшего с 1738 дерев. пешеходного моста, замененного в 1768 гужевым 3-пролетным дерев. мостом на кам. опорах. Назв. - от соседнего трактира купца Поцелуева - "Поцелуй!". На опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой установлено чугун. тюбинговое пролетное строение, замененное в 1907-08 2-шарнирными арками из литого железа (инж. А. П. Пшеницкий).
Архитектура // Архитектурные памятники //
Городское хозяйство // Транспорт //Морской транспорт //

ПРИСТАНИ. Сооружения для причаливания судов возводились в СПб. с первых лет его существования. Их расположение было связано с размещением торг. амбаров - буянов. Дерев. П. имелись в 19 в. у хлебных амбаров на Калашниковской (ныне Синопской) наб. Стр-во гранитных набережных Невы обусловило сооружение капитальных П. и спусков к воде, многие из к-рых являются памятниками архитектуры и инж. иск-ва.
Архитектура // Мосты //

САДОВЫЕ МОСТЫ, два моста через р. Мойку в р-не Летнего сада и Михайловского сада (отсюда назв.) с однотипными фонарями. Первый С. м. (до нач. 19 в. 2-й Царицынский, по Царицыну лугу; до 1924 Михайловский, по Михайловскому замку), по Садовой ул. Дерев. мост здесь отмечен на плане 1716, в нач. 19 в. сооружен новый ригельно-подкосный на кам. устоях.
Архитектура // Мосты //

ТРОИЦКИЙ МОСТ (в 1918-34 мост Равенства, в 1934-99 Кировский мост), через Б. Неву, соединяет пл. Суворова с Троицкой пл. (отсюда назв.) и Каменноостровским просп. Наплавной Воскресенский мост (наз. также Петербургским, т. к. вел на Петерб. сторону) был установлен в 1803 выше по течению. В 1824-27 здесь были сооружены кам. устои (инж. В. П. Лебедев) для плашкоутного Троицкого (Суворовского) моста.