| ||||||||||
Мосты (общая статья) |
||||||||||
МОСТЫ, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д.), на кан. Грибоедова - 21, на Обводном кан. - 26 (в т. ч. 7 ж.-д.), на Фонтанке и Мойке - по 15; 21 М. - разводной. Эксплуатацией трансп. и пешеходных М. занимается Мостотрест, на балансе к-рого в 2003 - 400 М., из них 326 трансп. и 74 пешеходных; эксплуатацией ж.-д. М. - Окт. ж. д., проектированием М. - ин-ты "Ленгипроинжпроект", "Стройпроект", "Трансмост"; стр-вом и реконструкцией - пр-тия Мостострой-6, Ленмостострой, Мостоотряд № 19, "Ризалит", "Пилон", "Специалист".
1-й М. в СПб. - Иоанновский мост, соединявший Городской и Заячий о-ва. Позднее через многочисл. водотоки стали строить дерев. балочные, свайные, разводные, наплавные М. 1-й М. через Б. Неву был наведен в 1727 (см. Исаакиевский мост). К 1740 в СПб. было ок. 40 М. Ведущий мостостроитель - мастер X. ван Болес. В 1760-1800-х гг. велось широкомасштабное стр-во кам. набережных и М. Первыми в кон. 1760-х гг. были сооружены Прачечный, Верхне-Лебяжий, Эрмитажный, затем Казанский и Каменный М. В 1780-х гг. возведены 7 типовых разводных М. через р. Фонтанку со строгими монумент. башнями: Аничков, Обуховский, Старо-Калинкин, Измайловский, Семеновский, Симеоновский (ныне Белинского) и Чернышев (ныне Ломоносова) (позднее неоднократно перестраивались). В 1797-1800 построен Трехчастный мост на Воскресенском кан. Все они относятся к шедеврам мостового зодчества. М. на кам. опорах были сооружены на Крюковом кан. Ведущие мостостроители этого периода - Ю. М. Фельтен, Т. И. Насонов, В. И. Назимов, И. Н. Борисов, Ф. В. Бауэр, П. К. Сухтелен, К. Ф. Модерах, И. К. и Ф. И. Герарды. Первые жел. М. появились в 1780-90-х гг. в Царском Селе и Таврическом саду. С 1806 до 1840-х гг. в СПб. построено 16 чугунных арочных М.: 12 тюбинговых из пустотелых ящиков-клиньев (Полицейский, Александровский, Красный, Поцелуев, Синий, Театральный, 1-й Инженерный, Певческий, Конюшенные и др.) и 4 ребристых (Сальнобуянский, мост в Михайловском саду, Глухой мост через Адмиралтейский кан., 3-пролетный М.-плотина на р. Охте). В 1823-29 сооружено 8 висячих цепных М.: Екатерингофский, Пантелеймоновский, Египетский, Почтамтский, Банковский, Львиный и 2 мостика на Безымянном ручье. Их создатели - инж. В. И. Гесте, П. П. Базен, В. К. Треттер, Е. А. Адам. В 1843-50 построен 1-й пост. М. через Б. Неву (см. Лейтенанта Шмидта мост). В 1837 появился первый ж.-д. М. на Обводном кан., его дерев. арки на кам. устоях повторяли конструкцию обычных трансп. М. К 1809 число М. достигло 102, к 1838 - 157, к 1863 - 181. В 1841 построен 1-й трансп. жел. арочный Ново-Никольский мост (см. в ст. Никольские мосты), в 1857 - 1-й балочный со сплошными стенками - Семеновский мост. С 1870-х гг. началось стр-во металлич. М. с 2-шарнирными арками (Варшавский, Поцелуев) и сквозными фермами (2-й Садовый) под конку. В 18-19 вв. наряду с пост. М. действовали и наплавные М.: Троицкий наводился до 1903, Исаакиевский до 1916. В 1879 вступил в строй 2-й пост. М. через Неву - Литейный мост. В нач. 20 в. через Неву и Б. Неву построены М.: Троицкий, Большеохтинский, Дворцовый, Финляндский ж.-д. (см. о них статьи). Ведущие мостостроители - инж. С. В. Кербедз, А. Е. Струве, Н. А. Белелюбский, Г. Г. Кривошеин, А. П. Пшеницкий, В. П. Апышков. В 1920-30-х гг. строилось много монолитных жел.-бетон., в осн. арочных, М., среди них - Ново-Кирпичный, Кашин, Обуховский. В 1936 открыт 1-й жел.-бетон. М. через Неву - Володарский мост. Ведущие мостостроители: инж. Г. П. Передерий, Б. Д. Васильев, О. Е. Бугаева, арх. К. М. Дмитриев, Л. А. Носков. В нач. блокады 1941-44 ряд М. был подготовлен к взрыву. Разводка М. осуществлялась только по спец. указанию Штаба мор. обороны Л. В 1940-50-х гг. строились преим. металлич. М.: Свободы, Биржевой, Ушаковский, Египетский; затем вновь жел.-бетонные (балочно-неразрезных, консольных, рамных и рамно-подвесных систем): Александра Невского мост, Тучков, Комаровский, Банный, М. через pp. Смоленку, Волковку, Черную. В 1969 появился 1-й М. из алюминия - Коломенский. Сооружен ряд М.-теплопроводов с высокими архит. достоинствами (Итальянский, Английский, Сенной). Самый широкий гор. М. - Синий (шир. 97,3 м), затем Казанский (95 м) и Певческий (72 м), самый протяженный - М. Александра Невского (дл. 905,7 м с пандусами). С Троицкого и Пикалова М. видно сразу по 7 др. М. С нач. 20 в. значит. внимание уделялось реставрации старых М. (арх. Л. А. Ильин). В 1940-60-х гг. эту традицию продолжили гл. инж. Ленмостотреста П. П. Степнов, нач. Гос. инспекции по охране памятников Н. Н. Белехов, А. В. Победоносцев и др. Ряд М. охраняется гос-вом. Лит.: Кочедамов В. И. Проекты первого постоянного моста на Неве // Архитектурное наследство. М.; Л., 1953. [Сб.] 4. С. 189-220; Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Там же. 1955. [Сб.] 7. С. 143-156; Кочедамов В. И. Мосты Ленинграда. Л.; М., 1958; Его же. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века // Архитектурное наследство. Л.; М., 1959. [Сб.] 9. С. 209-220; Тумилович В. Е., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. М., 1963; Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971; По рекам и каналам Ленинграда: Путеводитель. Л., 1973; Мосты повисли над водами / Авт.-сост. Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин. 2-е изд. Л., 1977; Захаров О. Н. Архитектурные панорамы невских берегов. Л., 1984; Бунин М. С. Мосты Ленинграда: Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. Л., 1986; Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов; Авт. текста Ю. В. Новиков. Л., 1991; Антонов Б. И. Мосты Петербурга. СПб., 2002. Д. Ю. Гузевич, С. З. Супоницкий, Н. М. Козловская. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |