Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //

"АНГЛЕТЕР" (М. Морская ул., 24 - Вознесенский просп., 10), гостиница, открыта в 1876 предпринимательницей Терезой Шмидт. Первоначально именовалась "Шмидт-Англия", затем "Англия", в 1911-19 - "А.", в 1919-25 - "Интернационал", затем вновь "А.", с 1948 до нач. 1970-х гг. - "Ленинградская", с нач. 1970-х гг. - корпус "Б" гостиницы "Астория". В разное время в гостинице останавливались А. Белый, Дж. Рид и мн. др. В дек. 1925 в "А." оборвалась жизнь С. А. Есенина (на фасаде - мем. доска).
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //

"АСТОРИЯ" (Б. Морская ул. 39), гостиница. 6-этажное здание построено в 1911-12 (арх. Ф. И. Лидваль, инж. Н. П. Козлов, инж.-арх. К. Г. Эйлерс) с использованием элементов стиля модерн и неоклассицизма. Ниж. этажи облицованы гранитом, 3-5-й этажи объединены широкими каннелированными пилястрами, несущими сильно выступающий карниз.
Топография города // Городская сеть //Набережные //

ЖДАНОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, между Большим просп. П. С. и Новоладожской ул. Формировалась в 18 в. как проезд вдоль правого берега р. Ждановки (названа так в кон. 18 в. по фамилии подьячих Ждановых, владевших домом близ Князь-Владимирского собора). В 1-й четв. 18 в. на месте домов 43 и 45 находилась усадьба И. Т. Посошкова. В дальнейшем развитие Ж. н. в значит. степени связано со 2-м кадетским корпусом (д. 11-15; ныне в его зданиях Воен. инж.-космич. ун-т им. А. Ф. Можайского).
Топография города // Водоемы и водотоки //Реки //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

КАРПОВКА (фин. Корпийоки - Лесная или Воронья река), река, разделяет Петроградский и Аптекарский о-ва; дл. 3 км. Набережные проходят по левому берегу - от Петропавловской ул., по правому - от Аптекарской наб. и за Карповский мост. На левом берегу на месте д. 4 в 1-й четв. 18 в. находилась усадьба Феофана (Прокоповича). В 1835 на этой терр. открыта Петропавловская б-ца (ныне Медицинский университет им. И. П. Павлова).
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЛЕРМОНТОВСКИЙ ПРОСПЕКТ, между ул. Декабристов и наб. Обводного кан. Образован в 1912 в результате объединения Б. Мастерской ул. (от ул. Декабристов до кан. Грибоедова), Могилевской ул. (от кан. Грибоедова до р. Фонтанки) и Ново-Петергофского просп. (от р. Фонтанки до Обводного кан.). Назван в честь М. Ю. Лермонтова.
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //

МЕТРОПОЛИТЕН. Первые проекты М. в СПб. относятся к кон. 19 в. В 1889 Правление Балт. ж. д. разработало проект линии М. между Балт. и Финл. вокзалами. В 1901 инж. В. Н. Печковский предложил построить эстакадно-подземную ж. д. от Казанского собора к Балт. и Варшавскому вокзалам. Тогда же инж. П. И. Балинский разработал проект М. для СПб. из 6 линий (в т. ч. 2 кольцевых) общей протяженностью 95,5 верст.
Архитектура // Архитектурные стили //
Архитектура // Градостроительство //

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Стремление к отказу от стандартных форм, типичных для массового жилищного строительства сов. периода, и к расширению диапазона выразит. средств проявилось в творчестве нек-рых ленингр. архитекторов еще в 1970-80-х гг.: Морской вокзал (арх. В. А. Сохин, 1973-83), гостиница "Прибалтийская" (арх. Н. Н. Баранов, 1976-78), застройка городов Пушкин и Сестрорецк (арх. Н. М. Захарьина).
Спорт // Спортивные сооружения //

СТАДИОН ИМЕНИ С. М. КИРОВА (Южная дорога, 25), крупнейшее спорт. сооружение СПб. Стр-во начато в 1933 (проект утвержден в 1937), к лету 1941 завершены осн. подготовит. работы. После окончания Вел. Отеч. войны стр-во возобновлено (велось параллельно с созданием Приморского парка Победы). Открыт в 1950 (арх. А. С. Никольский, К. И. Кашин-Линде, Н. Н. Степанов), реконструирован в 1980 и 1993 (арх. С. П. Одновалов, А. И. Прибульский, М. В. Цимбал, инж. В. Е. Арсенов, А. С. Чугунов).