Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт // Метрополитен


Метрополитен

МЕТРОПОЛИТЕН. Первые проекты М. в СПб. относятся к кон. 19 в. В 1889 Правление Балт. ж. д. разработало проект линии М. между Балт. и Финл. вокзалами. В 1901 инж. В. Н. Печковский предложил построить эстакадно-подземную ж. д. от Казанского собора к Балт. и Варшавскому вокзалам. Тогда же инж. П. И. Балинский разработал проект М. для СПб. из 6 линий (в т. ч. 2 кольцевых) общей протяженностью 95,5 верст. Идеи сооружения М. в СПб. предлагали инж. Г. А. Гиршсон и Н. О. Кульжинский (оба в 1902), А. Н. Горчаков (1909), Ф. Е. Енакиев (1912), Г. О. Графтио (1917), а также Управление гор. ж. д. (1917). Все эти проекты по разл. причинам, прежде всего финанс. характера, не были реализованы. После переноса столицы в Москву (1918) и из-за экон. трудностей вопрос о стр-ве М. в Л. был отложен и вновь поставлен только в 1938 по инициативе А. Н. Косыгина. В янв. 1941 СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о начале стр-ва М. в Л. 21.1.1941 была создана Дирекция стр-ва № 5 НКПС (с апр. 1946 Ленметрострой). Участок 1-й очереди М. с 12 станциями от Автова до Бабурина пер. (с 1952 ул. Смолячкова) намечалось сдать к нояб. 1942.
С нач. Вел. Отеч. войны 1941-45 все работы по стр-ву М. в
Л. были приостановлены и возобновились в нояб. 1945. Довоен. проект был скорректирован (сокращено кол-во станций, изменена трассировка 1-й линии). 15.11.1955 открыто регулярное движение на участке "Автово" - "Пл. Восстания" (ст. "Пушкинская" из-за сложностей при стр-ве эскалаторного тоннеля введена в строй 30.4.1956). Все станции 1-й очереди сооружались на конкурсной основе (в жюри поступило 123 проекта). Они построены в пышном, торжеств. стиле и признаны выдающимися памятниками сов. архитектуры. На их оформление пошло ок. 22 тыс. м2 мрамора и 10 тыс. м2 гранита. Они освещены ок. 700 светильниками, торшерами, бра и люстрами, изготовленными из бронзы, хрусталя, худож. стекла. В проектировании станций 1-й и последующих очередей М. участвовали арх. И. И. Фомин, С. Б. Сперанский, А. К. Андреев, Г. Н. Булдаков, А. В. Жук, А. И. Прибульский, Л. М. Поляков, Е. А. Левинсон, Е. М. Раппопорт и др. Среди станций М. в архит. и худож. плане выделяются: "Автово", 16 из 46 колонн к-рой облицованы рельефным прессованным стеклом, "Пл. Восстания", пилоны к-рой декорированы бронз. барельефами (на одном из них сохранилось единственное доступное для всеобщего обозрения в СПб скульпт. изображение И.
В. Сталина), "Пушкинская", украшенная оригинальными светильниками-торшерами со стилизованными копьями и щитами и живописным панно (худ. М. А. Энгельке), "Крестовский остров", в оформлении к-рой впервые в практике отеч. метростроения использованы зеркала, а также уникальная 2-ярусная ст. "Спортивная". На станциях "Пушкинская" и "Черная речка" установлены скульптуры А. С. Пушкина (скульп. М. К. Аникушин), в наземном вестибюле ст. "Маяковская" - скульптура В. В. Маяковского (скульп. М. Т. Литовченко), при входе на ст. "Чкаловская" - бюст В. П. Чкалова (скульп. А. С. Маркин и В. Д. Свешников). В 1955-92 М. носил имя В. И. Ленина. В 1990 М. перешел в собственность города и ныне является унитарным муниципальным пр-тием. В 1990-х гг. ряд станций переименован ("Комсомольская" - в "Девяткино", "Пл. Мира" - в "Сенную пл.", "Красногвардейская" - в "Новочеркасскую"), нек-рые реконструированы ("Сенная пл.", "Владимирская"). К 2002 в СПб. действуют 4 линии М. общей протяженностью 98,6 км с 58 станциями, имеющими 64 вестибюля. Курсируют св. 1,3 тыс. вагонов, объем пассажироперевозок 2,23 млн чел. в сутки, ср. скорость движения 38,8 км/ч. Самый длинный перегон - "Пл.
Александра Hевского" - "Елизаровская" (4,7 км), самый короткий - "Технологич. ин-т" - "Пушкинская" (0,8 км), ср. длина перегона 1,77 км, наиб. глубина залегания туннелей 110 м. Общее кол-во эскалаторов 214, наиб. длина эскалатора 101 м (ст. "Пл. Ленина"). Имеется 5 депо обслуживания ("Автово", "Московское", "Невское", "Северное", "Выбоpгское") и ремонтное депо "Дачное".
По конструкции станции М. подразделяются: на пилонные (13 станций), имеющие 2 свода над путями и посадочными платформами и 1 над центр. залом, отделенным от платформ 2 рядами массивных пилонов, служащих опорами сводам (напр., "Нарвская"); колонные (17 станций), в к-рых свод подземного зала опирается на 2 ряда колонн, отделяющих боковые посадочные платформы (напр., "Достоевская"); односводчатые (15 станций), перекрытые единым сводом, опирающимся на боковые стены (станции этого типа преобладают среди построенных в 1980-90-х гг., напр. "Пл. Мужества"); "горизонтальный лифт" (10 станций) без боковых посадочных платформ и с автоматич. раздвижными дверями, открывающимися в путевые туннели (напр., "Василеостровская"; в СССР строились только в
Л., опыт их эксплуатации, несмотря на экономию средств при стр-ве, признан неудачным); наземные (3 станции), совмещенные с остановочными пунктами пригородных поездов и представляющие собой крытые залы с двумя боковыми платформами (напр., "Купчино"). Большинство станций и перегонных туннелей петерб. М. построено глубоко под землей в толще кембрийских глин (только 3 станции мелкого заложения - "Автово", "Ленинский просп." и "Просп. Ветеранов"). Гидрогеол. условия местности предопределили чрезвычайную сложность, трудоемкость и дороговизну стр-ва М. в СПб. В 1972 при стр-ве перегона "Лесная" - "Пл. Мужества" в туннели ворвался плывун. С помощью замораживания грунта этот участок в 1975 удалось достроить. Однако в 1995 на нем вновь сложилась аварийная ситуация, в результате к-рой оба туннеля были затоплены. С 1998 здесь ведутся работы по стр-ву новых туннелей. В 2002 гор. пр-во одобрило программу развития М. в СПб. до 2015. Планируется построить станции "Комендантский просп." и "Адмиралтейская", а также 2-е вестибюли на станциях "Балтийская" и "Спортивная". Намечен поэтапный ввод в строй линии от Сенной пл. до
Бухарестской ул. с 6 станциями, проектируется стр-во полукольца с 4 станциями от "Василеостровской" до "Выборгской", линии с 4 станциями от ст. "Московские ворота" до ул. Маршала Казакова и участка от ст. "Сенная пл." до Театральной пл.
С 1962 изд. газ. "Петерб. метрополитен".
Лит.: Метрополитен Ленинграда - Петербурга: Страницы истории. СПб., 1995; Метрополитен Северной столицы, 1955-1995. СПб., 1995.
А. И.
Раздорский.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА