Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АЛЧЕВСКИЙ Иван Алексеевич (1876-1917), оперный певец, (лирико-драм. тенор). Пению обучался под рук. старшего брата Г. А. Алчевского. В 1896-1901 учился на естеств. ф-те Харьковского ун-та. В 1901-05 в Мариинском театре, где спел св. 20 партий. С 1905 выступал в театрах Европы и США. В 1907-08 солист моск. "Оперы С. И. Зимина". В 1908-10 и 1912-14 - на сцене парижской "Гранд-Опера". В 1914 участвовал в "Рус. сезонах" С. П. Дягилева в Лондоне.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ВЯЛЬЦЕВА (по мужу Бискупская) Анастасия Дмитриевна (1871-1913, СПб.), певица, артистка оперетты, оперы (меццо-сопрано), эстрады. Пению обучалась в СПб. у С. М. Сонки. Сценич. деятельность начала в Киеве, в качестве статистки в балетной труппе С. С. Ленчевского (1887). В 1893 выступала в опереточной труппе моск. театра "Аквариум", затем в труппе С. М. Пальма (вначале в Москве, потом в СПб.). С 1897 получила известность как исполнительница цыганских романсов.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ГОЛОВИН Александр Яковлевич (1863-1930, Детское Село), театр. художник и живописец, д. ч. АХ (1912), нар. артист РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1881-89) и частных школах Парижа. Чл. объединения "Мир искусства" (с 1902) и Союза рос. художников (1903-16). С 1902 жил в СПб., гл. декоратор имп. театров.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЕРШОВ Иван Васильевич (1867-1943), артист оперы (драм. тенор), камерный певец, режиссер и педагог, нар. арт. СССР (1938), д-р иск-ведения (1941). В 1893 окончил петерб. Консерваторию (класс С. И. Габеля). До 1929 (с перерывами) солист Мариинского театра (дебюты в операх Ш. Гуно "Фауст" и "Ромео и Джульетта"). Один из крупнейших представителей рус. вокальной школы, обладал драм. талантом.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЛАПИЦКИЙ (псевд. Михайлов) Иосиф Михайлович (1876-1944), актер, оперный и драм. режиссер., муз.-обществ. деятель, засл. арт. РСФСР (1936). В 1897 окончил Уч-ще правоведения. В 1897-1900 актер и реж. в труппе М. А. Саблиной-Дольской. Сезон 1900/1901 работал в Мюнхене в труппе Э. Поссарта. В 1903 работал в МХТ у К. С. Станиславского, театр. концепции к-рого повлияли на дальнейшую режиссерскую деятельность Л. Реж. оперного театра П. Г. Солодовникова (1903-06, с 1904 худож. рук.).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ПЕЧКОВСКИЙ Николай Константинович (1896-1966, Л.), артист оперы (лирико-драм. тенор), нар. арт. РСФСР (1939). С 1910 работал на сценах драм. театров Москвы. В 1914 начал карьеру певца, ученик Л. Д. Донского. С 1921 в студии Большого театра у К. С. Станиславского, к-рый оказал большое влияние на формирование у П. принципов создания оперного образа. С 1922 выступал на оперных сценах Москвы. В 1924-41 ведущий солист Ленингр. театра оперы и балета им. С. М. Кирова.
Печать. СМИ // Радио //

РАДИО. Первый в мире радиоприемник ("грозоотметчик") продемонстрирован А. С. Поповым в 1895 в С.-Петерб. ун-те. В 1900 в Кронштадте работала первая в России радиомастерская. В 1902 на з-де фирмы "Сименс и Гальске" налажен выпуск радиоприборов.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ, работал в СПб. (П.) в 1912-19. Спектакли проходили в помещении Большого зала Консерватории. Основатель и худож. рук. И. М. Лапицкий. Т. м. д. - первый режиссерский оперный театр; ориентировался на театр. принципы К. С. Станиславского, ставил целью преобразование оперной сцены, борьбу со штампами, традиц. бессмысленностью оперных постановок.