Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации // Театр музыкальной драмы


Театр музыкальной драмы

ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ, работал в СПб. (П.) в 1912-19. Спектакли проходили в помещении Большого зала Консерватории. Основатель и худож. рук. И. М. Лапицкий. Т. м. д. - первый режиссерский оперный театр; ориентировался на театр. принципы К. С. Станиславского, ставил целью преобразование оперной сцены, борьбу со штампами, традиц. бессмысленностью оперных постановок. Был усовершенствован репетиционный процесс, методы воспитания певца-актера, поэтому в труппу брали молодых певцов, выпускников Консерватории. Впоследствии многие получили известность и с успехом выступали в России и за рубежом: Л. А. Андреева-Дельмас, М. И Бриан, П. М. Журавленко, С. Ю. Левик, М. И. Литвиненко-Вольгемут, А. И. Мозжухин. В спектаклях участвовали и прославл. певцы - Л. Я. Липковская, Л. В. Собинов. Для обновления театр. взаимоотношений музыки и сцены много сделал муз. рук. театра - дирижер М. А. Бихтер. В театре работали дирижеры А. Э. Маргулян, А. В. Павлов-Абренин, Г. Фительберг; худ. И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Н. К. Рёрих. Среди спектаклей, получивших обществ. резонанс, - "Евгений Онегин" П. И. Чайковского (1912), "Кармен" Ж. Бизе, "Нюрнбергские мейстерзингеры" Р. Вагнера, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского (1913), "Каменный гость" А. С. Даргомыжского, "Пелеас и Мелисанда" К. Дебюсси (1915). Худож. опыт Т. м. д. остался в истории оперного театра как уникальный, хотя и недооцененный современниками, он ассимилирован режиссурой кон. 20 в.
Лит.: Левик С. Ю. Записки оперного певца. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1962; Его же. Четверть века в опере. М., 1970; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций, 1905-1917. Л., 1975.
Е. В. Третьякова.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА