Ротач Александр Лукич
архитектор
упоминается в следующих статьях энциклопедии
1
2
Архитектура
//
Мосты
//
АЛАРЧИН МОСТ
, через кан. Грибоедова, в створе Английского просп., предположительно назв. по фам. корабельного мастера Аладчанина, чей дом находился у моста. К 1753 здесь существовал дерев. мост. В 1783-85 построен новый 3-пролетный мост с дерев. пролетными строениями (центр. - разводное, заменено ок. 1840) на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1906-08 по тем же опорам уложены металлич. балки с криволинейным очертанием ниж. поясов (инж.
Архитектура
//
Скульптура, монументы
//
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА ("Александрийский столп")
, пам. победы в Отеч. войне 1812 на Дворцовой площади. Названа в честь имп. Александра I. Сооружена в 1830-34 (арх. А. А. Монферран).
Архитектура
//
Мосты
//
ДЕМИДОВ МОСТ
, через кан. Грибоедова, по трассе пер. Гривцова (быв. Демидов пер. - отсюда назв.). К 1776 здесь существовал дерев. свайный мост. В 1834-35 перестроен (инж. E. А. Адам, при участии П. П. Базена). Пролет перекрыт косым чугунным тюбинговым сводом, опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1954-55 восстановлены торшеры с фонарями, чугунные решетки тонкого рисунка (арх. А. Л. Ротач). В 1999 произведен капремонт (инж.
Архитектура
//
Мосты
//
ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ (первонач. Петровский, в 1735-68 Зеленый, по окраске; в 1768-1918 Полицейский, в 1918-98 Народный)
, через р. Мойку, на Невском просп. С 1716 здесь существовал дерев. подъемный мост, в кон. 18 в. перестроен в дерев. 3-пролетный балочный на кам. опорах. Заново построен в 1806 (арх. В. И. Гесте, консультант Ф. П. Деволант). Пролет перекрыт чугунным тюбинговым бесшарнирным сводом, опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1842 тротуары вынесены на консоли (инж.
Архитектура
//
Мосты
//
ИНЖЕНЕРНЫЕ МОСТЫ
, два моста в р-не Инженерного (Михайловского) замка (отсюда назв.). 1-й И. м. (быв. Летний) через р. Мойку, по наб. р. Фонтанки, между замком и Летним садом (отсюда прежнее назв.). Здесь в 1720-50-х гг. существовали дерев. мост-акведук и пешеходный мост, а в 1760-х гг. сооружен новый дерев. мост. В 1824-25 на его месте построен чугунный мост (инж. П. П. Базен, Б. Клапейрон) из облегченных тюбингов с овальными отверстиями в днищах и стенках.
Архитектура
//
Мосты
//
ИОАННОВСКИЙ МОСТ (до 1887 Петровский)
, через Кронверкскую протоку к Иоанновским воротам Петропавловской крепости, первый мост в СПб. Назв. И. м. - от дерев. моста, перекрывавшего в 1752-1887 ров между крепостью и Иоанновским равелином. Сооружен в 1703 как наплавной ниже по течению - у Меншикова бастиона. В 1706 заменен дерев. свайным мостом с двумя подъемными пролетами посередине.
Архитектура
//
Архитектурные памятники
//
Культовая архитектура
//
Религия. Церковь
//
Храмы
//
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР (Исаакиевская пл., 1)
, пам. архитектуры позднего классицизма, самый большой храм СПб. Первый дерев. храм, стоявший примерно на месте "Медного всадника", освящен в 1707 в честь преподобного Исаакия Далматского, чья память (30 мая ст. ст.) приходится на день рождения Петра I. В 1712-22 на его месте сооружен кам. храм (арх. Г. И. Маттарнови) в стиле "петровского барокко", отделка к-рого завершилась в 1727. Гл. иконостас вырезал И. П. Зарудный.
Архитектура
//
Мосты
//
КАЛИНКИНЫ МОСТЫ (Калинкинские мосты)
, три моста в р-не существовавшей в 17-19 вв. в низовьях р. Фонтанки фин. д. Калыола, или Каллина (на рус. лад - Калинкина). Мало-К. м. через кан. Грибоедова на наб. р. Фонтанки, построен ок. 1783 (инж. И. Н. Борисов) как дерев. 3-пролетный (центр. разводной пролет заменен во 2-й пол. 19 в.), опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1907-08 расширен, дерев. балки заменены металлическими. В 1952 и 1970 восстановлены торшеры с фонарями (арх.
Архитектура
//
Мосты
//
КОНЮШЕННЫЕ МОСТЫ
, два моста через р. Мойку у здания Конюшенного ведомства (отсюда назв.). Большой К. м. (быв. Греческий, по соседней Греч. слободе; Гребецкой; мост у Мошкова пер.; Конюшенный; 2-й Конюшенный), соединяет Мошков и Конюшенный переулки. Построен в 1828 (инж. Е. А. Адам, при участии В. И. Гесте, В. К. Треттера, К. Н. Берда) вместо существовавшего с 1753 дерев. 3-пролетного моста (мастер X. ван Болес). Пролет перекрыт бесшарнирным косым чугун. тюбинговым сводом.
Архитектура
//
Мосты
//
КРАСНЫЙ МОСТ (до 1808 Белый, по окраске)
, через р. Мойку, на Гороховой ул. Дерев. мост здесь зафиксирован на планах 1717. В 1737 существовал дерев. мост с разводной частью. В 1808-11 и 1813-14 на его месте построен чугун. мост (арх. В. И. Гесте) с тюбинговым бесшарнирным сводом. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1953-54 чугун. свод заменен сварным металлич. арочным 2-шарнирным пролетным строением (инж.
Архитектура
//
Мосты
//
ЛЬВИНЫЙ МОСТ ("мост о четырех львах")
, через кан. Грибоедова, соединяет Львиный пер. с М. Подьяческой ул. Построен в 1825-26 (инж. В. К. Треттер, В. А. Христианович) как цепной пешеходный с 4 фигурами сидящих львов (чугун, скульп. П. П. Соколов - отсюда назв.). Фонарные столбы установлены посередине моста на чугунных ограждениях, к-рые ок. 1880 были заменены кованой решеткой. В 1948-49 дерев. продольные балки заменены металлическими (инж. А. М. Яновский).
Архитектура
//
Мосты
//
ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ МОСТ (в 1824-27 Цепной, в 1828-91 Пантелеймоновский цепной, в 1915-23 Гангутский, в 1920-х гг. Декабриста Пестеля, с кон. 1920-х гг. до 1991 мост Пестеля)
, через р. Фонтанка, в створе ул. Пестеля (быв. Пантелеймоновская ул., по Пантелеимоновской церкви, отсюда назв.). В 1725-26 здесь был построен (мастер X. ван Болес) дерев. мост-акведук для питания фонтанов Летнего сада. В 1748-49 его заменили новым в стиле барокко (арх. Ф. Б. Растрелли).
Архитектура
//
Архитектурные памятники
//
Крепости и форты
//
ПЕТРОВСКИЕ ВОРОТА
, парадные ворота Петропавловской крепости, в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами, со стороны Городского острова. Единств. сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко. Первоначально в 1708 П. в. построены в камне с дерев. резным убранством, перестроены в 1716-17 (арх. Д. Трезини).
Архитектура
//
Строительные материалы и промышленность, реставрация архитектурных памятников
//
ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
. За время блокады 1941-44 в результате арт. обстрелов и бомбежек пострадали 187 из 210 зданий, находившихся на гос. учете как памятники архитектуры, практически были уничтожены пригородные дворцы-музеи (за исключением Ораниенбаума). В годы войны сотрудники Инспекции по охране памятников (нач. Н. Н. Белехов) вели работу по обмерам, фиксации разрушений, готовили планы реставрации.
Архитектура
//
Мосты
//
ПОЦЕЛУЕВ МОСТ (в 1738 Цветной)
, через р. Мойку, на ул. Глинки. Строился в 1808-16 (с перерывами, арх. В. И. Гесте) на месте существовавшего с 1738 дерев. пешеходного моста, замененного в 1768 гужевым 3-пролетным дерев. мостом на кам. опорах. Назв. - от соседнего трактира купца Поцелуева - "Поцелуй!". На опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой установлено чугун. тюбинговое пролетное строение, замененное в 1907-08 2-шарнирными арками из литого железа (инж. А. П. Пшеницкий).
1
2