Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АНДЖОЛИНИ (Angiolini) Доменико Гаспаро Мария (1731-1803), итал. танцовщик, балетмейстер, сценарист, композитор, педагог. В СПб. - 1-й танцовщик и балетм. придворной труппы (1766-86, с перерывами). Реформатор балета 18 в., ратовавший за его превращение в самостоят. серьезное иск-во. Разрабатывая новые для балета темы, предпочитал трагические. Создал в СПб. св. 20 балетов: в операх-сериа и в виде отд. спектаклей.
Литература. Книжное дело // Персоналия //

ГНЕДИЧ Николай Иванович (1784-1833, СПб.), поэт, переводчик, ч.-к. Петерб. АН (1826), статский советник (1828). Учился в Благородном пансионе при Моск. ун-те (не окончил). С нач. 1803 в СПб. В 1803-17 служил в Деп-те нар. просвещения, одноврем. в 1811-31 - в Имп. Публ. б-ке. Принимал активное участие в лит.-театр. жизни СПб., был близок лит. кругу Г. Р. Державина, дружеские отношения связывали Г. с А. Н. Олениным, К. Н. Батюшковым, И. А. Крыловым и др. Вице-през.
Общественная жизнь // Персоналия //

ЗАСУЛИЧ Вера Ивановна (1849-1919, П.), участник рев. движения, лит. критик, публицист. Воспитывалась в жен. пансионе в Москве, в 1868 приехала в СПб., примкнула к рев. кружкам. В 1869 арестована по "нечаевскому делу", в 1871 выслана в адм. порядке. В 1877 вернулась в СПб. 24.1.1878 в здании Управления петерб. градоначальства (Гороховая ул., 2/6) стреляла в петерб. градоначальника Ф. Ф. Трепова.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

КОЛЛО Мари Анн (1748-1821), скульптор. Училась в Париже у Э. М. Фальконе. В 1766 вместе с ним приехала в СПб.; акад. АХ (с 1767). Исполнила бюсты: князя Г. Г. Орлова (1772); цесаревича Павла Петровича (1775; оба - мрамор, ГРМ), Вольтера (ок. 1770), Фальконе (1770), Д. Дидро (1772; все - мрамор, ГЭ). Наиб. значит. работа - модель головы Петра I для "Медного всадника" (1767; гипс, ГРМ). В 1777 вышла замуж за худ. П. Э. Фальконе, сына своего учителя.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

СЕМЕНОВА Екатерина Семеновна (в замужестве княгиня Гагарина) (1786, СПб. - 1849, там же), актриса. Окончила Петерб. театр. уч-ще (1805). На проф. сцене дебютировала в 1803. В 1805-26 (с перерывом в 1820-22) в петерб. имп. труппе, выступавшей в Большом (Кам.), Малом (Дерев.) и Эрмитажном театрах. Начинала играть преим. в ролях сентименталистского репертуара (гл. обр. в драмах А. Коцебу).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ФАЛЬКОНЕ (Falconet) Этьен Морис (1716 -1791), скульптор. В 1734-44 учился в Париже у Ж. Б. Лемуана. В 1757-66 дир. Севрской фарфоровой мануфактуры. Автор мифологич. статуй и статуэток ("Милон Кротонский", бронза, 1744, ГРМ; "Амур", "Психея", обе - бисквит, 1758, ГЭ), произведения монументально-декорат. пластики. В 1766-78 работал в СПб. (приглашен по рекомендации Д. Дидро и Вольтера) над своим главным произв. - пам. Петру I (см. "Медный всадник").
Наука. Образование // Музеи //

ЭРМИТАЖ Государственный (Дворцовая наб., 32-38), худож. и культурно-ист. музей, один из крупнейших музеев мира. Размещается в 5 связаных между собой зданиях: Зимнем дворце, Малом, Новом и Старом Эрмитаже, Эрмитажном театре (см. Эрмитажные здания). Датой основания музея Э. принято считать 1764, когда имп. Екатерина II приобрела коллекцию купца И. Э. Гоцковского (225 картин преим. голл. и фламанд. школ). Поначалу существовал как личное собрание императрицы.