Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ ("Спас на крови") (наб. кан. Грибоедова, 2а), храм-памятник, построен в 1883-1907 [арх. А. А. Парланд, архимандрит Игнатий (Малышев)] за счет казны и на частные пожертвования на месте смертельного ранения имп. Александра II (см. Первое марта 1881) - отсюда нар. назв. "Спас на крови". Девятиглавый храм, вмещающий 1600 чел., исполнен в формах моск. зодчества 16-17 вв., отличается сложным живописным силуэтом, богатейшим мозаичным убранством.
Наука. Образование // Музеи //

ИСТОРИИ РЕЛИГИИ МУЗЕЙ (МИР) (Почтамтская ул., 14/5), единственное в стране учреждение подобного рода. Ведет начало от антирелиг. выставки, устроенной в 1930 в залах Зимнего дворца. Открыт 1932 как Музей истории религии и атеизма в здании Казанского собора. С 1990 совр. назв.
Печать. СМИ // Периодические издания //Журналы //

"МИР ИСКУССТВА", лит.-худож. журнал. Осн. в 1898 С. П. Дягилевым при участии членов одноим. кружка (см. "Мир искусства"). Редакция - в доме Дягилева (Литейный просп., 45; с 1900 - наб. р. Фонтанки, 11). Издавался до 1904, в 1899-1900 - 2 раза в месяц, с 1901 - ежемес. (вышло 96 номеров). Ред.-изд. - Дягилев (в 1904 совм. с А. Н. Бенуа); изд. - княгиня М. К. Тенишева и С. И. Морозов (до 1900).
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ (Миллионная ул., 5/1), пам. архитектуры раннего классицизма. Построен в 1768-85 (арх. А. Ринальди) для графа Г. Г. Орлова, фаворита имп. Екатерины II. Гл. фасад монументального здания выходит во двор, облицован, как и др. фасады, разными сортами мрамора (отсюда назв.) и имеет сложную декорат. обработку. Кованой решеткой М. д. соединен со Служебным корпусом (1780-88, арх. П. Е. Егоров). В оформлении интерьеров участвовали: лепщик А. Бернаскони, скульп.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

"СПАС-НА-ВОДАХ" (наб. Ново-Адмиралтейского кан., угол Английской наб.), нар. назв. храма Спасителя Христа, сооруженного в память моряков, павших в Цусимском мор. сражении в ходе рус.-япон. войны 1904-05. Подготовкой стр-ва руководил К-т под покровительством греч. королевы Ольги Константиновны и под председательством сенатора П. Н. Огарева, чей сын погиб при Цусиме. Храм возведен в 1909-11 на нар. пожертвования в стиле владимиро-суздальского зодчества 12 в. (инж.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

СТРЕПЕТОВА Пелагея (Полина) Антипьевна (1850-1903), драм. актриса. Трагедийный талант С. стал известен после ее выступлений в Казани (1871) и Москве. С. первая в рус. театре раскрыла духовную силу рус. женщины, обогащая свои роли мотивами социального протеста. Это делало иск-во С. близким и созвучным рев.-демокр. настроениям значит. части интеллигенции и студенчества. Лучшие роли - Лизавета в "Горькой судьбине" А. Ф. Писемского и Катерина в "Грозе" А. Н. Островского.
Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки //

ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК (ТПХВ), худож. объединение. Осн. в 1870 петерб. и моск. художниками Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, К. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, А. К. Саврасовым, И. И. Шишкиным и др. Ставило задачей устройство выставок с целью развития любви к иск-ву в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений. Представляло собой новый тип худож. объединения, организованного на кооп. началах.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //

ФЕОДОРОВСКИЙ ГОРОДОК, архит. ансамбль в г. Пушкин, к С.-З. от Александровского парка. Сооружен в неорус. стиле по инициативе имп. Николая II, включает Феодоровский Государев собор, Белокам. (для священников собора), Розовую (для дьяконов), Желтую (для причетников) и Белую (для низших служителей) палаты, Трапезную (1913-17, арх. С. С. Кричинский), Ратную палату (1913-17, арх. С. Ю. Сидорчук), ц. во имя Феодоровской иконы Божией Матери Собств.
Архитектура // Персоналия //
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ФРОЛОВ Владимир Александрович (1874, СПб. - 1942, Л.), художник-мозаичист. Учился у отца - акад. мозаики А. Н. Фролова (1830-1909) и брата - арх. А. А. Фролова (1861-1897). После смерти брата возглавил осн. им в 1890 частную мастерскую декорат. мозаики в СПб. (с 1899 - в собств. доме Ф. на Большом просп. В. О., 64/5). В 1929-42 рук. мастерской мозаики АХ (с 1934 проф.).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ЧИСТЯКОВ Павел Петрович (1832-1919, Детское Село), живописец и педагог. Учился в АХ (1849-64) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Париже и в Риме (1862-70). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1860-69) и в АХ (с 1872; д. ч. АХ с 1893, зав. мозаичным отделением в 1890-1912). Разработал пед. систему, соединявшую лучшие традиции академич. школы с опытом непосредств. восприятия природы и сыгравшую важную роль в развитии реализма в рус. иск-ве.