Наука. Образование // Учебные заведения //

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ С.-Петерб. гос. (СПб ГАСУ) (2-я Красноармейская ул., 4), осн. в 1832 как Уч-ще гражд. инженеров; с 1882 - Ин-т гражд. инженеров, с 1930 Ленингр. ин-т инженеров коммунального х-ва, с 1941 - Инж.-строит. ин-т (ЛИСИ), с 1994 совр. назв. Старейшее высшее строит. уч. заведение страны.
Наука. Образование // Персоналия //

БЕЛЕЛЮБСКИЙ Николай Аполлонович (1845-1922, Л.), инженер и ученый в области строит. механики и мостостроения. Окончил Петерб. ин-т инженеров путей сообщения (1867), проф. этого ин-та (с 1873). Преподавал также в Горном ин-те, на Жен. политехн. курсах. По его проектам и под его рук. построены мн. ж.-д. и шоссейные мосты и тоннели в России.
Архитектура // Мосты //

БОЛЬШЕОХТИНСКИЙ МОСТ (Охтинский, в 1911-18 Имп. Петра Великого), через Неву, соединяет Тульскую и Якорную улицы. Построен в 1908-11 (инж. Г. Г. Кривошеин, С. П. Бобровский, Г. П. Передерий, арх. В. П. Апышков, при участии проф. Н. А. Белелюбского, Г. Н. Соколова и др.). Стр-ву предшествовало длит. обсуждение (1884-1907) и междунар. конкурс (представлены 16 проектов). Б. м. - металлич., 3-пролетный.
Наука. Образование // Учебные заведения //

ЖЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, первое в России высшее техн. уч. заведение для женщин. Осн. в 1905 по инициативе группы ученых при финанс. поддержке Об-ва по изысканию средств для техн. образования женщин как Петерб. жен. политехн. курсы в составе 4 отделений: архит., инж.-строит., электромеханич., хим. С 1915 ин-т. Срок обучения 5-7 лет. Окончившие в 1912 стали первыми в России женщинами, получившими права инженеров. В числе преподавателей - арх. Л. Н. Бенуа, И. А. Фомин, проф.
Архитектура // Мосты //

МОСТЫ, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д.), на кан. Грибоедова - 21, на Обводном кан. - 26 (в т. ч. 7 ж.-д.), на Фонтанке и Мойке - по 15; 21 М. - разводной.
Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт //

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, проходит по терр. Ленингр., Вологодской, Моск., Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской обл. и Республики Карелия. Общая эксплуатац. длина 10,4 тыс. км. Управление - в СПб. (пл. Островского, 2). Крупнейшие ж.-д. узлы: СПб., (сортировочные станции СПб. - Сортировочный Московский и Шушары), Ховрино (в Москве), Петрозаводск. Ядром совр.
Наука. Образование // Учебные заведения //

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТ Петербургский госудаственный (ПГУПС) (Московский просп., 9), осн. в 1809 как Ин-т корпуса инженеров путей сообщения; с 1924 Ин-т инженеров путей сообщения (с 1949 им. акад. В. Н. Образцова), с 1930 Ленингр. ин-т инженеров ж.-д. транспорта (ЛИИЖТ), с 1993 совр. назв. Одно из первых высших техн. уч. заведений России, до 1864 - закрытое, военизированное, до 1917 - с 1 ф-том.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Экономика // Торговля //

ТОРГОВЫЙ ДОМ ГВАРДЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (Б. Конюшенная, ул. 21-23), памятник архитектуры нач. 20 в., в к-ром сочетаются черты модерна и ретроспективизма (см. Неоклассицизм). Построен из монолитного жел.-бетона на участке, принадлежавшем в 1730-х гг. А. П. Волынскому (в 19 в. - "Волынкин двор"). 1-я очередь - 1908-09 (арх. Э. Ф. Виррих, И. В. Падлевский, С. С. Кричинский, Н. В. Васильев, Б. Я. Боткин, инж. Н. А. Белелюбский, Н. А. Житкевич, В. П. Стаценко, В. А. Шевалев).
Архитектура // Мосты //

ТРОИЦКИЙ МОСТ (в 1918-34 мост Равенства, в 1934-99 Кировский мост), через Б. Неву, соединяет пл. Суворова с Троицкой пл. (отсюда назв.) и Каменноостровским просп. Наплавной Воскресенский мост (наз. также Петербургским, т. к. вел на Петерб. сторону) был установлен в 1803 выше по течению. В 1824-27 здесь были сооружены кам. устои (инж. В. П. Лебедев) для плашкоутного Троицкого (Суворовского) моста.
Архитектура // Мосты //

ФИНЛЯНДСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ, через Неву, на Финл. соединит. ж.-д. ветке. Построен в 1910-13 (инж. Н. А. Белелюбский, Г. Г. Кривошеин, И. Г. Александров, арх. В. П. Апышков). Мост 2-путный, русло перекрывают 4 одинаковых жел. пролетных строения в виде арок с затяжками и разводным 2-крылым раскрывающимся пролетом посередине. На лев. берегу устроена рамная жел.-бетон. эстакада дл. ок. 610 м (фирма "Христиани", Дания; проходит над просп.