Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт // Октябрьская железная дорога


Октябрьская железная дорога

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, проходит по терр. Ленингр., Вологодской, Моск., Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской обл. и Республики Карелия. Общая эксплуатац. длина 10,4 тыс. км. Управление - в СПб. (пл. Островского, 2). Крупнейшие ж.-д. узлы: СПб., (сортировочные станции СПб. - Сортировочный Московский и Шушары), Ховрино (в Москве), Петрозаводск. Ядром совр. О. ж. д. стала 2-путная магистраль СПб. - Москва, открытая 13.11.1851 (с 1855 Николаевская ж. д., с 1868 в составе Гл. об-ва рос. жел. дорог; с 1895 самостоят. ж. д.; с 1923 совр. назв.) К О. ж. д. присоединены: в 1922 - Царскосельская железная дорога (открыта 11.11.1837; с 1900 в составе Моск. - Виндаво - Рыбинской ж. д., созданной в 1899) и Петрогр. сеть Моск. - Виндаво - Рыбинской ж. д.; в 1929 - рос. часть Петерб. - Варшавской ж. д. (открыта в 1862; входила в состав Гл. об-ва рос. жел. дорог, с 1895 самостоят.; с 1907 в составе объединения Сев.-Зап. жел. дороги), Балт. (Петергофская) линия (открыта в 1864; в 1893 объединена с Псково - Рижской ж. д.; в 1907-29 в составе Сев.-Зап. жел. дорог), Ириновская и Приморская жел. дороги (открыты в 1893-94), в 1935 -
Кировская ж. д., в 1940 - участки ж. д., отошедшие от Финляндии (линия Белоостров - Лужайка); в 1950 - Мурманская ж. д., в 1953 - все линии образованной в 1947 Ленинградской ж. д. (Л. - Нарва, Л. - Пыталово, Л. - Сущево, Л. - Мга, Л. - Усть-Луга).
Магистраль СПб. - Москва (дл. 645 км) построена по проекту и под рук. инж. П. П. Мельникова и Н. О. Крафта (в ходе стр-ва сформировалась рос. школа строителей жел. дорог). Проектная ширина колеи 1524 мм принята за стандарт для магистральных жел. дорог России. В СПб. находятся Балтийский, Витебский, Московский, Финляндский, Ладожский вокзалы (см. о них статьи). Искусств. сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, водопропускные трубы) сооружены по проектам и под рук. инж. Д. И. Журавского, Н. А. Белелюбского и др. Первый подвижной состав был изготовлен на Александровском механич. з-де (осн. в 1825, ныне "Пролетарский з-д" и "Электровагоноремонтный з-д"). На О. ж. д. используется электрич. (с 1933) и тепловозная (с 1954) тяга поездов. В 1962 линия полностью электрифицирована. В 1931 по линии Л. - Москва прошел первый пасс. экспресс "Красная стрела", в 1984 началась пост. эксплуатация скоростного пасс. поезда "ЭР-200" (преодолевает путь до Москвы за 4,5 часа). С 2000 О. ж. д. обслуживается электровозами серий Н80, ВЛ; электропоездами серии ЭР; тепловозами серии М62, ТЭ. В 1996-2001 проведена масштабная реконструкция линии, созданы совр. путепроводы, мосты, депо и базы по обслуживанию и ремонту подвижного состава, уложен бесстыковой рельсовый путь с усилением земляного полотна, локомотивы оснащены автоматич. сигнализацией, линия оборудована новой тональной автоблокировкой. К 2003 головной участок О. ж. д. (СПб. - Москва) готов к высокоскоростному движению поездов (200-250 км/час). В годы Вел. Отеч. войны 1941-45 О. ж. д. была частью "Дороги жизни" и "Дороги Победы" (линия Шлиссельбург - Поляны), обеспечивая снабжение осажденного Л. В 1979 открыт Октябрьской железной дороги музей. В 1999 на ст. Любань восстановлена ц. Св. апостолов Петра и Павла (1867, арх. К. А. Тон, построена при финанс. участии П. П. Мельникова, в 1901 Советом управления Николаевской ж. д. объявлена храмом-памятником дороги).
Лит.: Августынюк А. И., Гвоздев М. Первая магистраль. Л., 1951; Уродков С. А. Петербурго-Московская железная дорога: История стр-ва (1842-1851 гг.). Л., 1951; Федоров В. С. Магистраль имени Октября: Октябрьской ордена Ленина ж. д. - 125 лет. Л., 1976; Магистраль имени Октября. М., 1990; От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003.
В. Е. Павлов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА