История переименований:

Верхняя Набережная ул. 20 апреля 1738 - 1750
Милионная Набережная ул. 1748 - 1781
Милионная Набережная линия 1762 -1783
Милион-ная наб. 1787 - 1794
Большая наб. 1796 - 1800-е гг.
Дворцовая наб. 1778 - 6 октября 1923
наб. 9-го Января 6 октября 1923 - 13 января 1944
наб. 9-го Января 1905
Дворцовая наб. с 13 января 1944
Топография города // Городская сеть //Набережные //
Дворцовая наб.

ДВОРЦОВАЯ НАБЕРЕЖНАЯ (с 1738 Верхняя Набережная ул., 1-я Верхняя наб., в 1740-90-х гг. Миллионная наб., в 1923-44 наб. Девятого Января, в память о событиях "Кровавого воскресенья" 1905), на левом берегу р. Невы, от р. Фонтанки до Дворцового проезда, пересекает Суворовскую пл., соединена Дворцовым мостом с Васильевским о. и Троицким мостом с Петроградской стороной. Создавалась с 1715.
Столица // Дипломатические представительства //
Дворцовая наб.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА, заруб. гос. органы внеш. сношений, возглавляемые послом (посольства), посланником или поверенным в делах (миссии). В 1709 в СПб. прибыл дат. посланник, в 1710 - саксонский, в 1712 - брит. посол, в 1716 - франц. посол, в 1718 - голл. и прус. дипломаты, в 1741 - тур. посольство. Пост. Д. п. появлялись в СПб. по мере обустройства города. К нач. 19 в. в СПб. открыли пост.
Топография города // Городская сеть //Набережные //
Дворцовая наб.

КУТУЗОВА НАБЕРЕЖНАЯ, на левом берегу Невы, от Литейного просп. до наб. р. Фонтанки.
Архитектура // Мосты //
Дворцовая наб.

ЛЕБЯЖЬИ МОСТЫ, два моста через Лебяжий канал. Нижне-Л. м. (быв. 1-й Царицынский, по Царицыну лугу, см. Марсово поле), по наб. р. Мойки. Сооружен между 1720-33 как дерев. подъемный мост (мастер X. ван Болес); к 1760-м гг. заменен балочным. Новый мост построен в 1835-37 (инж. П. П. Базен, А. Д. Готман, А. И. Ремизов), имел лучковый пологий гранитно-кирп. свод с прокладными рядами из известняковых плит, гранитные арки по фасадам и чугунные перила оригинального рисунка.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Зеленые пространства //Сады //
Дворцовая наб.

ЛЕТНИЙ САД (Дворцовая наб.), памятник садово-паркового иск-ва 18-19 вв. Старейший гор. сад (пл. 11,7 га) в центр. части СПб., на левом берегу Невы, на о-ве, образуемом рр. Фонтанкой и Мойкой и Лебяжьим кан. Заложен в 1704 по повелению и первонач. плану Петра I у его летней дерев. резиденции (1703). Разбивать Л. с. начали при стр-ве кам. Летнего дворца Петра I (1712), завершив в 1725.
Архитектура // Скульптура, монументы //
Дворцовая наб.

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ. Памятные надписи на камне и металле начали появляться в СПб. еще в 18 в. На спусках к Неве у Дворцовой наб. в 1764-67 были вырублены даты их постройки; на Нарышкином (1780), Государевом (1783) и Трубецком (1785) бастионах Петропавловской крепости, в память того что они были "одеты камнем", установлены гранитные доски. Первые М. д. посвящены наводнениям 1752, 1775, 1777 и 1788 (под сводом Невских ворот).
Топография города // Городская сеть //Переулки //
Дворцовая наб.

МОШКОВ ПЕРЕУЛОК (в 1952-89 Запорожский пер., по городу на Украине), между Дворцовой наб. и наб. р. Мойки. Проложен в 1-й четв. 18 в., назван в 1740-х гг. по фам. домовладельца - гофинтенданта П. И. Мошкова. В 1730-х гг. на углу с Дворцовой наб. построен д. 2/20, сохранивший с того времени свои пропорции. В 1817-27 в нем жил писатель граф В. А. Соллогуб. В д. 1/20 (сер. 18 в., перестроен в 1877-78, арх. Р. А. Гедике) в 1820-30-х гг. жил князь В. Ф. Одоевский.
Архитектура // Мосты //
Дворцовая наб.

ПРАЧЕЧНЫЙ МОСТ, через р. Фонтанку, у ее истока из Невы, соединяет набережные Дворцовую и Кутузова. Назв. от Прачечного двора (дворцовых прачечных) на Фонтанке. Один из первых кам. мостов в СПб., построен в 1766-69 (арх. И. Л. Росси, Т. И. Насонов) при создании кам. набережных Фонтанки. 3-пролетный, арочный, гранитный. В 1926-28 произведено усиление основания опор (инж. Б. Д. Васильев). Дл. 40,9 м, шир. 14,3 м.
Д. Ю. Гузевич, С. З. Супоницкий,
Л.
Архитектура // Архитектурные памятники //
Городское хозяйство // Транспорт //Морской транспорт //
Дворцовая наб.

ПРИСТАНИ. Сооружения для причаливания судов возводились в СПб. с первых лет его существования. Их расположение было связано с размещением торг. амбаров - буянов. Дерев. П. имелись в 19 в. у хлебных амбаров на Калашниковской (ныне Синопской) наб. Стр-во гранитных набережных Невы обусловило сооружение капитальных П. и спусков к воде, многие из к-рых являются памятниками архитектуры и инж. иск-ва.
Топография города // Топонимика //
Дворцовая наб.

ТОПОНИМИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, совокупность названий геогр. объектов на терр. СПб. Наименования рек, о-вов, деревень на терр. будущего города появились задолго до его основания и имеют финно-угорское или слав. происхождение. Наиболее известны названия рек: Нева, Охта, Корпийоки (Карповка) и Мья (позднее Мойка), о-вов: Васильевский, Березовый (позднее Городской, Петербургский), деревень: Кальюла (Калинкина) и Купчино.
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
Дворцовая наб.

ТРАМВАЙ (от англ. tram - вагон и way - путь), вид гор. рельсового транспорта. Существовало 3 вида Т.: конный (см. Конка), паровой (см. Паровая железная дорога) и электрический. В 1880 на углу Дегтярной и Болотной улиц инж. Ф. А. Пироцкий испытал первый в России электрич. Т. Первая линия электрич.
Архитектура // Персоналия //
Дворцовая наб.

ФЕЛЬТЕН (Velten) Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) (1730, СПб. - 1801, там же), архитектор, проф. АХ (с 1775; чл. Совета с 1785, дир. в 1789-94), статский советник (1784). Представитель раннего классицизма, в нек-рых его проектах отразились предромантич. тенденции. Учился при Петерб. АН (1740-45), в Тюбингенском ун-те в Германии (1745-50), в 1750-52 служил в чине "архитектурии гезеля" в АН, где продолжал обучение у арх. И. Я. Шумахера.
Архитектура // Мосты //
Дворцовая наб.

ЭРМИТАЖНЫЙ МОСТ (в 1738 Набережный, в сер. 18 в. Верхненабережный, или Зимнедворцовый, до 1828 Дворцовый), через Зимнюю канавку по Дворцовой наб., ок. Эрмитажа (отсюда назв.). Построен одноврем. с гранитными набережными Б. Невы в 1763-66 на месте существовавшего здесь с 1718-20 разводного дерев. моста. Старейший кам. мост в СПб. Отверстие перекрывалось сводом из кирпича и известняка с прокладными рядами и фасадными арками из гранита. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой.