Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
М. Морская ул.

АДМИРАЛТЕЙСТВО, в 18-19 вв. - место стр-ва и ремонта воен. кораблей, имеющее необходимые сооружения (верфи, стапели, эллинги, склады, мастерские и пр.). В СПб. в 18 - нач. 19 вв. действовали т. н. Новое А., А. на Галерном острове, А. и верфь в р-не Галерной гавани. Наиболее известно Главное А. (ныне Адмиралтейский просп., 1), основанное 5.11.1704 на левом берегу Б. Невы по проекту царя Петра I. Общее руководство стр-вом осуществлял А. Д. Меншиков.
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //
М. Морская ул.

БАНИ. Первые Б. в СПб. строились близ рек и др. водоемов отдельно от жил. домов. В 1720 на Мойке за счет казны сооружено ок. 30 т. н. торг. (платных) Б. С 1720-х гг. в СПб. стали появляться т. н. бадерские ("лечебные") Б. В нояб. 1763 на М. Морской ул. открылась Б. "для потения и лечения флюсов и прочих телесных припадков по докторской рекомендации". Все здания Б. в 18 в. были деревянными. В 1815 в СПб. имелась 21 торг.
Литература. Книжное дело // Персоналия //
М. Морская ул.

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-1852), писатель. Окончил Полтавское уездное уч-ще (1819) и Нежинскую гимназию высших наук (1828). В 1828 поселился в СПб., в 1829 служил в Деп-те гос. х-ва и публ. зданий МВД, в 1830-31 - в Деп-те уделов, в 1831-35 преподавал историю в Патриотич. ин-те. В 1834-35 адъюнкт-проф. Петерб. ун-та по кафедре всеобщей истории (лекции читал в отделении на Кабинетской ул., ныне ул. Правды, дом не сохранился; мем. доска в кабинете науч. сотрудников ун-та).
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //
М. Морская ул.

ЗИМНИЕ ДВОРЦЫ. 1-й З. д. - "маленький домик голл. архитектуры" - построен в марте 1708 для царя Петра I на левом берегу Невы в ряду домов служащих адмиралтейского ведомства, селившихся по набережной выше Гл. Адмиралтейства. Соседом царя был корабельный мастер Ф. М. Скляев. З. д. стоял фасадом к Неве с отступом от берега.
Столица // Дипломатические представительства //
М. Морская ул.

КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, пост. гос. органы внеш. сношений, осуществляющие охрану и защиту экон. и правовых интересов граждан и юрид. лиц своего гос-ва, выдачу виз, паспортов, совершение нотариальных действий. До 1918 К. у. работали при дипломатических представительствах своих стран или в особых помещениях (в 1809 франц. ген. консул Ж. Б. де Лессепс жил в доме франц. посольства на Миллионной ул., а ген. консул Испании А. Коломби - в собств. доме на М. Морской ул.).
История города // 1801 - 1917 //
М. Морская ул.

"КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ", принятое в ист. и мемуарной лит-ре название трагич. событий в воскресенье 9.1.1905 в СПб. В этот день войска и полиция расстреляли мирное шествие рабочих, направлявшихся к Зимнему дворцу с петицией имп. Николаю II о своих нуждах.
Топография города // Городская сеть //Улицы //
М. Морская ул.

МОРСКАЯ БОЛЬШАЯ УЛИЦА (в 1920-93 ул. Герцена, в память А. И. Герцена), от арки Гл. штаба до Крюкова кан. Проложена в нач. 18 в. в Морской слободе (отсюда назв.). Отрезок до Невского просп., застроенный только по левой стороне, до сер. 18 в. являлся частью Б. Луговой ул., шедшей от Миллионной ул. к Невскому просп. В 1760-х гг. застроена его правая сторона.
Топография города // Городская сеть //Улицы //
М. Морская ул.

МОРСКАЯ МАЛАЯ УЛИЦА (с 1738 Б. Луговая ул., с сер. 18 в. до 1820-х гг. Новая Исаакиевская ул., в 1902-93 ул. Гоголя, в память Н. В. Гоголя), между Невским просп. и Исаакиевской пл. В 18 в. имела одностороннюю застройку, являясь краем Дворцового и Адмиралтейского лугов (иногда наз. Б. Луговой линией); нечетная сторона стала застраиваться со 2-й пол. 18 в. Дом 1-3 - быв. банк М. И. Вавельберга (1911-12, арх. М. М. Перетяткович; ныне Агентство возд. сообщений и Авиакассы).
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //
М. Морская ул.

МОСТОВЫЕ, строились в СПб. с нач. 18 в. Первые М. были дощатые, в дальнейшем применялись разл. способы мощения: дощатое, булыжное, асфальтовое, торцовое, гранитное, металлич., щебневое и др. Существовало два типа профиля М.: выпуклый (для стока вод к тротуарам) и углубленный к середине (со стоком в сер. улицы). Первая булыжная М. появилась на Березовом (Городском) о. в 1710, к 1910 их общая пл. составила 1,7 млн сажен2.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
М. Морская ул.

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ (до 1738 Большая першпективная дорога, или Большая першпектива, в 1738-1780-х гг. Невская проспективая ул., или Невская перспектива, в 1918-44 просп. 25-го Октября, в память Окт. рев-ции 1917), гл. магистраль СПб., между Адмиралтейским просп. и пл. Александра Невского (дл. 4,5 км), пересекает р. Мойку (Народный мост), кан. Грибоедова (Казанский мост), р. Фонтанку (Аничков мост).
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
М. Морская ул.

ОМНИБУС (от лат. omnibus - для всех), многоместная карета на конной тяге, первый вид гор. обществ. маршрутного безрельсового транспорта. Первые О. начали ходить летом 1830 из СПб. на Крестовский о., в Новую и Старую Деревни. Контора О. помещалась в доме Миняева на Невском просп. у Аничкова моста. С 1847 О. стали ходить на внутригор. маршрутах (к 1851 их было 4). Вагоны каждого маршрута окрашивались в свой цвет. В вагон впрягалось 2-4 лошади.
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
М. Морская ул.

СЛОБОДЫ, территориально обособленные и социально однородные поселения в СПб. Нас. С. выделялось родом занятий, сословной принадлежностью, происхождением или вероисповеданием. Первые С. возникли в нач. 18 в. Вдоль Морских улиц сформировались Морские С., населенные корабельными мастерами, трудившимися в расположенном поблизости Гл. Адмиралтействе. На правом берегу Невы образованы Охтенские переведенские С. (в последующем - Охтенские селения).