Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования // Выборгская сторона


Выборгская сторона

ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА, ист. р-н СПб., на правом берегу рек Невы и Б. Невки. На З. ограничен Черной речкой, на С. - Сестрорецкой линией ж. д. и Новороссийской ул., на В. - ул. Карбышева, Полюстровским и Пискаревским проспектами. Назв. от старой дороги на Выборг (ныне Б. Сампсониевский просп. и просп. Энгельса). В 18 - 1-й пол. 19 в. освоение этой терр. из-за ее удаленности от центра СПб. шло медленнее, чем др. частей города. К кон. 1-й трети 18 в. на В. с. располагались Мор. и сухопутный госпиталь с церковью, сахарные и кирпичные з-ды, прядильный двор, голл. пивоварни, нем. кладб., казачья и батальонные слободы, кампанейский двор. В кон. 18 в. на В. с. сооружены арт. лаборатория, ситцевые ф-ки, провиантские магазины; на берегу Невы располагались загородные дома и парки петерб. знати; наплавные мосты соединяли В. с. с Петерб. стороной (на месте совр. Гренадерского моста) и с Литейной частью (в створе совр. просп. Чернышевского). В 1798 на В. с. основана Мед.-хирургич. академия (ныне Военно-медицинская академия), в 1820 - Михайловское арт. уч-ще (ныне Михайловский военный артиллерийский университет). В 1830-х гг. возведены казармы л.-гв. Литовского полка (с 1850-х гг. - л.-гв.
Московского полка). В 1844-49 построено здание Нового Арсенала (ныне АО "Арсенал"). В 1856 в р-не совр. Арсенальной и Минеральной улиц устроено первое в СПб. Римско-католич. кладб. В 1870 открыт Финляндский вокзал. В 1879 вступил в строй Литейный мост, связавший В. с. с центром СПб. В кон. 19 - нач. 20 вв. В. с. стала крупнейшим пром. р-ном СПб. Здесь размещались С.-Петерб. металлич. з-д, Медно-прокатный и трубный з-д Розенкранца (ныне "Красный Выборжец"), маш.-строит. з-ды "Феникс" (ныне "Свердлов"), Лесснера (ныне им. К. Маркса), Нобеля (ныне "Рус. дизель"), сахарный з-д Кенига, электротехн. з-д Эриксона, Сампсониевская, Роченсальмская и др. мануфактуры. В 1930-х гг. осуществлена техн. реконструкция пром. пр-тий, сооружены новые жилмассивы (Бабуринский, Батенинский, Городок текстильщиков, У пяти углов и др.). Одноврем. велись работы по благоустройству терр., были разбиты Выборгский сад и сад Карла Маркса, сооружен Выборгский ДК. Во 2-й пол. 20 в. на В. с. построены Ленингр. концертный зал (1954), новое здание Финляндского вокзала (1960), бассейн СКА (1964), гостиница "Ленинград" (1970, ныне "Санкт-Петербург"), реконструированы Выборгская, Арсенальная и
Свердловская набережные, создан ансамбль Ленина площади, сооружены новые мосты через Б. Невку (Гренадерский и Кантемировский). В 1960-х гг. домами первых массовых серий застроен р-н Ланского ш. Совр. В. с. - преимущественно пром. р-н; кроме вышеперечисленных пр-тий здесь расположены: ОАО ЛОМО, з-д "Игристые вина", з-д им. Карла Либкнехта, Трамвайно-механич. з-д, з-д им. Климова, з-д "Красная Заря", комбинат "Красный Маяк", кондитерский комбинат "Азарт", многочисл. н.-и. и проектные орг-ции, трансп. и строит.-монтажные компании. В нач. 2000-х гг. начата реализация программы комплексного развития терр. между Пироговской наб. и Б. Сампсониевским просп. с ориентацией на создание торг.-коммерч. зоны. В рамках этой программы открыты бизнес-центр "Нобель" и торг.-офисный комплекс "Сампсониевский". Наиб. изв. памятники истории и культуры В. с.: Сампсониевский собор, комплекс зданий ВМА, здания Нового Арсенала (1849, Арсенальная наб, 1), дача Дурново (1780-е гг., Свердловская наб., 22), дача А. А. Безбородко (см. Кушелевых-Безбородко усадьба), дача Н. И. Головина (1823-24, Выборгская наб., 63), особняк и заводоуправление Нобеля (1879-80, Пироговская наб., 17), жил. городок для служащих з-да Нобеля (1911, Лесной просп., 20).
Лит.: Коган А. Я., Лихтин А. А., Зазнобина Н. В. История Санкт-Петербурга: Выборгская сторона. СПб., 2001.
Е. А. Бондарчук, П. Ю. Юдин.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА