История переименований:

Выборгская дорога 1759 - 1830-е гг.
Выборгский тракт 1836 - 1850-е гг.
Выборгское шоссе 1858 - 1925
Выборгскос шоссе 1925 - 12 июня 1972
ул. Энгельса 1925 - 1930-е гг.
пр. Энгельса 1931 - 12 июня 1972
пр. Энгельса 12 июня 1972 - 15 июня 1976
пр. Энгельса с 15 июня 1976
Архитектура // Персоналия //
пр. Энгельса

БЕЛОВ Виктор Федорович (1911-1968, Л.), архитектор. В СПб. с 1913. Окончил Ин-т инженеров коммунального стр-ва (1936). Постройки предвоен. лет: жилые дома в Автове и на М. Охте, школа на ул. Маяковского, 24. По возвращении с фронта с 1945 работал в Ин-те Ленпроект, с 1950 рук. мастерской; восстанавливал разрушенные дома на Петроградской стороне, в Кировском р-не, Петергофе.
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
пр. Энгельса

ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА, ист. р-н СПб., на правом берегу рек Невы и Б. Невки. На З. ограничен Черной речкой, на С. - Сестрорецкой линией ж. д. и Новороссийской ул., на В. - ул. Карбышева, Полюстровским и Пискаревским проспектами. Назв. от старой дороги на Выборг (ныне Б. Сампсониевский просп. и просп. Энгельса). В 18 - 1-й пол. 19 в. освоение этой терр. из-за ее удаленности от центра СПб. шло медленнее, чем др. частей города.
Топография города // Историческая география //Городские районы (2003) //
пр. Энгельса

ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН, адм.-терр. единица СПб. (Терр. управление - на Б. Сампсониевском просп., 86). Образован в 1917, в совр. границах с 1988. Назв. по Выборгской стороне. Расположен в сев. части СПб., между Приморским р-ном (на З.) и Калининским р-ном (на В.). В состав В. р. входят также быв. пригородные поселения: Парголово, Торфяное, Осиновая Роща, Новоселки, Левашово. Пл. р-на 35,4 км2 (св. 50% терр. находились ранее за гор. чертой). Нас. 487 тыс. чел. (2001).
Топография города // Городская сеть //Шоссе, дороги //
пр. Энгельса

ЛАНСКОЕ ШОССЕ (в 1830-1850-х гг. - Ланской просп., Ланская дорога, в 1962-91 просп. Смирнова), между наб. Черной речки и просп. Энгельса. Назв. по фам. землевладельцев Ланских, через обширное имение к-рых был проложен проспект. 2-е назв. в честь пред. Ленгорисполкома Н. И. Смирнова (1906-62). Застроен в 1950-70-х гг. (арх. О. И. Гурьев, Н. М. Назарьин, В. М. Фромзель). В 1965 возведен к/т "Максим" (арх. В. Ф. Белов, О. В. Васильева, Л. И. Шимакова).
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
пр. Энгельса

ЛЕСНОЙ, ист. р-н на С. СПб., между просп. Энгельса на З., Манчестерской ул. на С., просп. Тореза и ул. Карбышева на В. и Новороссийской ул. на Ю. В 1811 сюда из Царского Села было переведено Практич. лесное уч-ще (позже Лесной ин-т, ныне Лесотехническая академия). Во 2-й пол. 19 в. к С. от Лесного ин-та возник одноим. дачный пос. В 1889 в сев. части Л. осн. маш.-строит. з-д Айваза (ныне АО "Светлана").
Топография города // Географические объекты //Возвышенности и высоты //
пр. Энгельса

ПОКЛОННАЯ ГОРА, холм на С. СПб., у пересечения совр. проспектов Энгельса, Тореза и Северного, юж. окончание Парголовских высот. Выс. до 40 м, диаметр 550-600 м, склоны частично нивелированы при застройке. П. г. - возвышенная часть озовой гряды, к-рая направляется в сторону Сосновки и Пискаревки; подледно-водное образование из песчано-галечных отложений, возвышается над верхней террасой с выс. 20-30 м и совместно формирует обрывистый зап. склон в сторону Удельной.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
пр. Энгельса

ТОРЕЗА ПРОСПЕКТ (до 1964 Старо-Парголовский просп.), от пл. Мужества до пересечения проспектов Энгельса и Северного. Проложен в 18 в., вел в сторону Парголова (отсюда 1-е назв.). Переим. в память деятеля франц. коммунистич. движения М. Тореза (1900-64). До 1960-х гг. был застроен дерев. и кам. 1-2-этажными домами.
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
пр. Энгельса

ТРАМВАЙ (от англ. tram - вагон и way - путь), вид гор. рельсового транспорта. Существовало 3 вида Т.: конный (см. Конка), паровой (см. Паровая железная дорога) и электрический. В 1880 на углу Дегтярной и Болотной улиц инж. Ф. А. Пироцкий испытал первый в России электрич. Т. Первая линия электрич.
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
пр. Энгельса

УДЕЛЬНАЯ, местность в сев. части СПб., на С. соседствует с Озерками, на В. - с лесопарком "Сосновка", на З. - с Коломягами, на Ю.-З. - с Удельным парком. В нач. 18 в. принадлежала казне, в кон. 18 в. передана в ведение Деп-та уделов (отсюда назв.). В нач. 19 в. западнее совр. У. существовала показат. молочная ферма, давшая назв. Фермскому ш. В 1832-66 там же помещалось Удельнинское земледельч. уч-ще. В 1832 осн. Удельный парк.
Топография города // Зеленые пространства //Парки //
пр. Энгельса

УДЕЛЬНЫЙ ПАРК (в 1930-х - нач. 1990-х гг. парк им. Челюскинцев), между проспектами Энгельса, Удельным, Богатырским, Испытателей, Коломяжским и ул. Аккуратова. Пл. 153,4 га. Осн. в 1832 как лесная дача Удельного земледельч. уч-ща, с 1875 парк. После 1917 входил в состав уч.-опытных лесничеств Лесного ин-та (ныне Лесотехн. академия). В 1930 к парку присоединен лесной участок со стороны просп. Энгельса, в 1930-х гг. произведена перепланировка.
Топография города // Историческая география //Жилмассивы //
пр. Энгельса

ШУВАЛОВО - ОЗЕРКИ, р-н массового жил. стр-ва в сев. части СПб., между Выборгским ш. на З., линией Окружной ж. д. на С., Светлановским просп. на В. и Северным просп. на Ю. Назв. от расположенных западнее местностей Шувалово и Озерки. В соответствии с Ген. планом развития Л. 1967 р-н застраивался многоэтажными жил. домами по типовым проектам. Вост. часть Ш. - О. застроена преим. в 1-й пол. 1970-х гг. 5-этажными домами первых массовых серий.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
пр. Энгельса

ЭНГЕЛЬСА ПРОСПЕКТ (до 1918 часть Выборгского ш.), от Новосильцевского пер. за 3-й Верхний пер., продолжение Сампсониевского Большого проспекта. Назван в честь герм. социалиста Ф. Энгельса (1820-95). Возник в 1-й четв. 18 в. как часть дороги на Выборг. В 1970-х гг. продолжен за Поклонногорскую ул. на землях совхоза "Пригородный". В нач. 19 в. на месте совр. парка им. Челюскинцев (распланирован в 1934) была Молочная ферма Удельного ведомства.