Экономика // Промышленность // Судостроение (общая статья)


Судостроение (общая статья)

СУДОСТРОЕНИЕ. С нач. 18 в. СПб. - центр и школа отеч. С. 5.11.1704 здесь заложена первая верфь (см. Адмиралтейская верфь), в 1710 на ней работали 4,7 тыс. чел., в 1715 - 10 тыс., в 1725 - 15 тыс. чел. В 1709 началось стр-во линейных кораблей. Гребные суда с 1713 строились на Галерном дворе в Н. Адмиралтействе. В 1719 создана верфь Галерный островок. Постройка малых гражд. судов с 1711 осуществлялась на Партикулярной верфи. В сер. 19 в. в СПб. ежегодно спускались на воду корабли и суда общим водоизмещением 12-14 тыс. т. В 1815 на з-де К. Н. Берда построен первый в России пароход "Елизавета", а в 1834 на Александровском з-де сооружена подводная лодка А. А. Шильдера - первое цельнометаллич. судно рус. постройки. Для обороны мор. подступов к столице в 1854-55 по инициативе ген.-адмирала вел. князя Константина Николаевича при участии Н. И. Путилова в СПб. построено 89 винтовых канонерских лодок и корветов, а часть линейных кораблей оборудована винтовыми двигателями. С сер. 19 в. до 1904 только Н. Адмиралтейство построило 36 воен. кораблей, лучшим из к-рых считался броненосец "Бородино". На верфи
Галерного островка за тот же период построено 62 корабля (первенец - броненосная батарея "Не тронь меня"). В 1908 Галерный островок и Н. Адмиралтейство объединены в Адмиралтейский з-д. Созданный в 1857 "Невский з-д" специализировался на стр-ве миноносцев, как и основанный тогда же Металлич. з-д. В 1912 Акц. об-во Путиловских з-дов создало Путиловский судостроит. з-д и приобрело "Невский з-д". В 1914-17 на этих пр-тиях на постройке эскадренных миноносцев было занято 10 тыс. рабочих.
К кон. 1914 Балт. и Адмиралтейский з-ды сдали флоту 4 линейных корабля дредноутного типа ("Севастополь", "Полтава", "Петропавловск" и "Гангут"), на Путиловском з-де началось серийное стр-во турбинных эскадренных миноносцев типа "Новик". Всего в 1908-17 петрогр. судостроители сдали Балт. флоту 37 турбинных кораблей. В годы Гражд. войны С. переживало спад: Балт. з-д в 1917-20 сократил объем годового произ-ва с 25 до 1 млн руб. Для восстановления отрасли в 1922 создано Петрогр. судостроит. т-во, реорганизованное в 1928 в "Союз верфей", куда вошли Балт. и Адмиралтейский з-ды, "Сев. верфь", Петрозавод. В 1925 начата постройка серии лесовозов, в 1931 - грузовых и грузопассажирских теплоходов и ледокольных судов; в произ-во внедрялась секционная сборка сварных корпусов судов. Стр-во воен. кораблей началось с постройки в 1927 серии реданных торпедных катеров, подводных лодок типа "Д" и сторожевых кораблей. В предвоен. годы на ленингр. верфях строились мор. охотники, тральщики, эсминцы, лидеры, легкие крейсера, на стапелях Балт. и Адмиралтейского з-дов были заложены линейные корабли (в строй не вступили). В период блокады 1941-44 судостроители Л. построили для "Дороги жизни" десятки барж и самоходных тендеров-плашкоутов, для Балт. флота на Адмиралтейском з-де строились большие мор. охотники и шхерные мониторы. После окончания Вел. Отеч. войны 1941-45 на гор. верфях начат выпуск кораблей и судов новых типов: дизельных и атомных подводных лодок, больших противолодочных кораблей, ракетных крейсеров (в т. ч. типа "Петр Великий"). За 300 лет в СПб. сложилась своя судостроит. школа. В разные годы на петерб. верфях работали видные кораблестроители: Ф. М. Скляев, И. М. Головин, Р. Броун, Г. А. Меншиков, Р. Козенц, А. М. Курочкин, А. Зенков, М. М. Окунев, С. О. Бурачек, И. А. Амосов, К. А. Шильдер, А. А. Попов, А. Н. Крылов, И. Г. Бубнов, П. А. Титов, В. А. Степанов, И. Ф. Александров, С. К. Джевецкий, М. Н. Беклемишев, М. Н. Налетов, К. П. Боклевский, В. Л. Поздюнин, Б. М. Малинин, В. И. Руберовский, А. И. Павлов, В. Ф. Попов, С. В. Ковалев, И. М. Иоффе, В. П. Воробьев, П. П. Пустынцев, И. Л. Базанов, Г. Н. Чернышев, Ю. Н. Кормилицын, А. С. Савичев, А. В. Маринич, Н. П. Соболев, В. Н. Мишин, Ю. А. Никольский, Е. И. Юхнин, Б. И. Купенский, А. К. Перьков, В. И. Мутихин, И. И. Рубин и мн. др. Специалистов для С. готовит ведущий вуз отрасли - Морской технический университет.
Лит.: Дмитриев Н. И., Колпычев В. В. Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей. СПб., 1909; Военно-морской флот СССР в 1921-1941 гг. // Морской атлас. М., 1966. Т. 3, ч. 2. С. 79-89; Яковлев И. И. Корабли и верфи. 2-е изд. Л., 1973; Сорокин А. И., Краснов В. Н. Корабли проходят испытания. 2-е, перераб. и доп. изд. Л., 1985; Касатонов И. В. Океанский флот Отчизны. СПб., 1996. Е. П. Перовский.

ПЕРСОНЫ

Александров И.Ф.
Амосов Иван Афанасьевич
Базанов И.Л.
Беклемишев Михаил Николаевич
Берд Карл (Чарльз) Николаевич
Боклевский Константин Петрович
Броун Р.
Бубнов Иван Григорьевич
Бурачек Стефан (Степан) Онисимович
Воробьев Владимир Петрович
Головин Иван Михайлович
Джевецкий Степан Карлович
Зенков А.
Иоффе И.М.
Ковалев Сергей Никитич
Козенц (Козенс) Ричард
Константин Николаевич, вел. кн.
Кормилицын Ю.Н.
Крылов Александр Николаевич
Купенский Б.И.
Курочкин А.М.
Малинин Борис Михайлович
Маринич Аркадий Васильевич
Меншиков Г.А.
Мишин В.Н.
Мутихин В.И.
Налетов Михаил Петрович
Никольский Ю.А.
Окунев М.М.
Павлов Аркадий Иванович
Перьков Александр Кузьмич
Поздюнин Валентин Львович
Попов Андрей Александрович
Попов Владимир Федорович
Пустынцев Павел Петрович
Путилов Николай Иванович
Руберовский Ксенофонт Иванович
Рубин И.И.
Савичев А.С.
Скляев Федосей Моисеевич
Соболев Н.П.
Степанов Василий Андреевич
Титов Петр Акиндинович
Чернышев Георгий Николаевич
Шильдер Карл Андреевич
Юхнин Евгений Иванович

БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА