Топография города // Историческая география //Города в составе Большого Петербурга //

ПЕТРОДВОРЕЦ (до 1944 Петергоф), город, центр Петродворцового района, в 28 км к Ю.-З. от СПб., пристань на юж. берегу Финского зал., ж.-д. ст. (Новый Петергоф). Нас. 85 тыс. чел. (2000). До нач. 18 в. на этом месте на берегу залива находились фин. деревни Кусоя и Похиоки, к Ю. от них, на Поповой горе, - д. Папингондо (в рус. транскрипции - Бабий гон). Впервые упоминается в 1705 как "путевой двор" царя Петра I и пристань для переезда на о. Котлин.
Экономика // Промышленность //

ПЕТРОЗАВОД (Красногвардейская пл., 2), быв. судостроит. з-д, осн. ок. 1721 как Охтинская верфь, с 1803 Охтинское Адмиралтейство, с 1913 Петрозавод. Первоначально на верфи строили речные суда, с кон. 18 в. - крупные парусные корабли. Здесь были построены шлюп "Камчатка", на к-ром экспедиция В. М. Головина совершила кругосветное плавание в 1817-19, и шлюп "Восток", на к-ром экспедиция под рук. Ф. Ф. Белинсгаузена и М. П Лазарева совершила поход в Антарктику (1819-21).
Армия. Флот // Персоналия //

ПОПОВ Андрей Александрович (1821-1898, СПб.), кораблестроитель, адмирал (1891), ген.-адъютант (1871). Окончил Мор. кадетский корпус (1837). В 1837-38 служил на Балт. флоте. С 1838 на Черноморском флоте, участник Крымской войны 1853-56. В 1855 пожалован во флигель-адъютанты. В 1856-58 нач. штаба Кронштадтского порта, руководил постройкой 14 винтовых корветов и 14 клиперов. В 1858-64 служил на Тихом ок., в 1862-64 совершил с эскадрой визит в Сан-Франциско (США).
Архитектура // Кладбища //
Городское хозяйство // Кладбища //

СМОЛЕНСКИЕ КЛАДБИЩА, на Васильевском о. и о. Декабристов, на обоих берегах р. Смоленка.
Православное С. к. (Камская ул., 24), на лев. берегу р. Смоленка. Пл. 51,7 га. Старейшее из действующих кладбищ СПб. Впервые упомянуто в указе 1738. Названо по дерев. ц. Смоленской иконы Божией Матери (1760).
Экономика // Промышленность //

СУДОСТРОЕНИЕ. С нач. 18 в. СПб. - центр и школа отеч. С. 5.11.1704 здесь заложена первая верфь (см. Адмиралтейская верфь), в 1710 на ней работали 4,7 тыс. чел., в 1715 - 10 тыс., в 1725 - 15 тыс. чел. В 1709 началось стр-во линейных кораблей. Гребные суда с 1713 строились на Галерном дворе в Н. Адмиралтействе. В 1719 создана верфь Галерный островок. Постройка малых гражд. судов с 1711 осуществлялась на Партикулярной верфи.