Александр I, император
Екатерина II, императрица
Николай I, император
Павел I, император
Петр I, император
Пилявский Владимир Иванович
Растрелли Франческо де
| ||||||||||
Архитектурные стили (общая статья) |
||||||||||
АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ, узнаваемые совокупности композиц. приемов, форм и декора зданий, различия к-рых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетич. предпочтениями и характером архит. культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петерб. архитектуры по стилевым признакам до настоящего времени не устоялись. К осн. А. с. относят: барокко, подразделяющееся на раннее, или петровское (1710-20-е гг.) и зрелое, или "стиль Растрелли" (1730-50-е гг.). В пришедшем на смену ему классицизме также прослеживаются подпериоды: ранний (1760-70-е гг.), строгий (1770-90-е гг.) и высокий (1800-30-е гг.) классицизм. Иногда два первых периода называют "екатерининским", а последний - "александровским" классицизмом (или ампиром); особняком стоит "павловский" классицизм (2-я пол. 1790-х гг.). С кон. 18 в. в А. с. проявляются элементы ранней эклектики ("готицизмы" или "китайщина" в дворцовых ансамблях). С 1830-х гг. до кон. 19 в. бытовал поздний ("николаевский") классицизм. Параллельно в 1830-1910-х гг. в петерб. зодчестве получил широкое распространение историцизм (эклектика, историзм, "архитектура выбора"), ориентированный на формальный арсенал архитектуры прошлого (готику, барокко, Ренессанс) и на новейшие европ. стили. К историцизму относятся также "нац." А. с., источниками к-рых были зодчество допетровской Руси и Византии ("рус." или "рус.-визант." стиль сер. 19 в., "визант." и "рус." стили последней четв. 19 в.), а также "кирпичный стиль". В 1900-10-х гг. господствующим А. с. был модерн, подразделяющийся на ранний, "романтический", использовавший образы архитектуры разных эпох - от готики и Ренессанса до классицизма и нар. зодчества (в т.ч. скандинавского - т. н. сев. модерн) и рационалистич. с геометризованными формами и скупостью декорации. Среди ретроспективных А. с. нач. 20 в. - необарокко, неоклассицизм, неорус. стиль, к-рые отличались от эклектики крупным масштабным строем и эффектной пластикой. В 1920-30-х гг. получил распространение конструктивизм - авангардный А. с. с лаконичными геометрич. формами, условно изображающими конструкции. В кон. 1930-х - 1950-х гг. в архитектуре Л. преобладали стилизации в духе классицизма ("сталинский ампир"), реже - петровского барокко. В 1960-х - 1980-х гг. превалировало "функциональное", утилитарное направление, формы к-рого были обусловлены индустр. стр-вом. С 1990-х гг. развивается "неомодернизм" ("неоисторизм") - нестрогие интерпретации разных А. с.
Лит.: Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990; Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994; История русской архитектуры: Учеб. для вузов / В. И. Пилявский, Т. А. Славина, А. А. Тиц и др. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 1994. С. 328-421; Иконников А. В. Историзм в архитектуре. М., 1997. Т. А. Славина. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |