АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ

 
Архитектура // Архитектурные стили //

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ, узнаваемые совокупности композиц. приемов, форм и декора зданий, различия к-рых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетич. предпочтениями и характером архит. культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петерб. архитектуры по стилевым признакам до настоящего времени не устоялись. К осн. А. с. относят: барокко, подразделяющееся на раннее, или петровское (1710-20-е гг.) и зрелое, или "стиль Растрелли" (1730-50-е гг.).
Архитектура // Архитектурные стили //

БАРОККО, худож. стиль, формы к-рого генетически связаны с иск-вом поздней античности и Возрождения (в первую очередь - ордерные элементы, виртуозно сочетаемые с такими декорат. мотивами, как драпированные торсы атлантов или акантовые листья).
Архитектура // Архитектурные стили //

ИСТОРИЦИЗМ (эклектика, эклектизм), направление в архитектуре 1830-90-х гг. Суть И. - свободный выбор или соединение приемов и мотивов любых ист. стилей, ассоциативно выражавших назначение зданий. Толчком к появлению И. послужила эстетика романтизма, воплощенная в произв. арх. А. А. Менеласа в Царском Селе и Петергофе. В СПб. возникновение И. связано с творчеством арх. А. П. Брюллова (Лютеранская церковь Святого Петра, 1833-38, Невский просп., 22-24) и др. архитекторов.
Архитектура // Архитектурные стили //

"КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ", принятое в искусствоведч. лит-ре название рационалистич. направления в архитектуре 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Представители "К. с." принципиально отказывались от штукатурной отделки, имитировавшей формы ист. стилей, оставляли открытой кирпичную кладку стен или применяли долговечную облицовку из керамич. плитки.
Архитектура // Архитектурные стили //

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в иск-ве и архитектуре, в основе к-рого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры К. характерны строго геометрич. форма объемов, симметрия, архит. ордер как осн. мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархич. соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой.
Архитектура // Архитектурные стили //

КОНСТРУКТИВИЗМ, осн. направление в архитектуре сов. авангарда 1920-х - нач. 1930-х гг. В его основе - принцип функциональности, выражавшийся в динамически расчлененных структурах с четкими объемами и лаконичными поверхностями, выявленными конструкциями и плоскостями остекления. Большое влияние на ленингр. К. оказала система супрематизма худ. К. С. Малевича с ее самоценностью формы и абстрактностью геометрич. элементов.
Архитектура // Архитектурные стили //

МОДЕРН (от франц. moderne - современный, новейший), стиль в архитектуре и иск-ве кон. 19 - нач. 20 вв. В СПб. развивался с кон. 1890-х до нач. 1910-х гг. Сторонники М. стремились к созданию новых стилевых форм и средств выразительности, отказываясь от использования ист. стилей. Кардинальное эстетич. обновление предметно-пространственной среды было связано с поисками структурной целостности зданий, органич. взаимосвязи функционально-конструктивного и композиционного решений.
Архитектура // Архитектурные стили //

РУССКИЙ СТИЛЬ, направление в рус. архитектуре 19 - нач. 20 вв., основанное на использовании приемов и форм древнерус. зодчества и нар. иск-ва. Возникновение Р. с. связано с эстетикой романтизма. Первые примеры - обращение к фольклорной традиции: д. Глазово под Павловском (1815, арх. К. И. Росси), павильоны в Екатерингофе (1824, арх. А. А. Монферран, не сохр.), Никольский домик в Петергофе (1834, арх. А. И. Штакеншнейдер). Родонач.
Архитектура // Архитектурные стили //

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Стремление к отказу от стандартных форм, типичных для массового жилищного строительства сов. периода, и к расширению диапазона выразит. средств проявилось в творчестве нек-рых ленингр. архитекторов еще в 1970-80-х гг.: Морской вокзал (арх. В. А. Сохин, 1973-83), гостиница "Прибалтийская" (арх. Н. Н. Баранов, 1976-78), застройка городов Пушкин и Сестрорецк (арх. Н. М. Захарьина).