1 2 3
Наука. Образование // Музеи //

АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ МУЗЕЙ научно-исследовательский (Университетская наб., 17), старейший худож. музей России. Осн. И. И. Шуваловым в 1757 как собрание образцов для копирования учениками рисовального и скульпт. классов АХ. Первонач. коллекции музея состояли из произв. зап.-европ. живописи, собрания слепков, работ уч-ся АХ, удостоенных медалей и выполненных на звание академика или профессора. В 1862 музей получил в дар коллекцию графа Н. А. Кушелева-Безбородко.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ (Невский просп., 39), пам. архитектуры барокко. Построен в 1741-54 (арх. М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев, Ф. Растрелли) близ Аничкова моста (отсюда назв.). Парадный фасад обращен к р. Фонтанка, от к-рой к дворцу шел канал с гаванью. Первым владельцем А. д. и усадьбы при нем был граф А. Г. Разумовский (см. Разумовские); в 1776 дворец подарен князю Г. А. Потемкину.
Архитектура // Архитектурные стили //

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ, узнаваемые совокупности композиц. приемов, форм и декора зданий, различия к-рых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетич. предпочтениями и характером архит. культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петерб. архитектуры по стилевым признакам до настоящего времени не устоялись. К осн. А. с. относят: барокко, подразделяющееся на раннее, или петровское (1710-20-е гг.) и зрелое, или "стиль Растрелли" (1730-50-е гг.).
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //

БАНИ. Первые Б. в СПб. строились близ рек и др. водоемов отдельно от жил. домов. В 1720 на Мойке за счет казны сооружено ок. 30 т. н. торг. (платных) Б. С 1720-х гг. в СПб. стали появляться т. н. бадерские ("лечебные") Б. В нояб. 1763 на М. Морской ул. открылась Б. "для потения и лечения флюсов и прочих телесных припадков по докторской рекомендации". Все здания Б. в 18 в. были деревянными. В 1815 в СПб. имелась 21 торг.
Архитектура // Архитектурные стили //

БАРОККО, худож. стиль, формы к-рого генетически связаны с иск-вом поздней античности и Возрождения (в первую очередь - ордерные элементы, виртуозно сочетаемые с такими декорат. мотивами, как драпированные торсы атлантов или акантовые листья).
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Экономика // Торговля //

БОЛЬШОЙ ГОСТИНЫЙ ДВОР (Невский просп., 35), крупнейшее торг. пр-тие СПб. Первый проект Гостиного двора на Невском просп. разработан в кон. 1750-х гг. арх. А. Ринальди (не осуществлен). В 1757 утвержден проект 2-этажного здания Б. Г. д., представленный арх. Ф. Растрелли, тогда же начаты строит. работы.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Садовая ул., 26), пам. архитектуры барокко. Сооружен в 1749-57 (арх. Ф. Растрелли) для графа М. И. Воронцова (см. Воронцовы). Монументальное здание усадебного типа отделено от улицы парадным двором и ажурной чугунной оградой. Центр. 3-этажный объем, украшенный сдвоенными колоннами и пилястрами и раскрепованным антаблементом, соединен с двумя боковым 2-этажными флигелями. Ранее за гл. корпусом был регулярный сад, простиравшийся до р. Фонтанки.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО СОБОР, Воскресенский собор, Смольный собор, Собор всех учебных заведений (пл. Растрелли, 1), пам. архитектуры барокко. Возведен в 1748-57 как соборный храм Смольного мон. (арх. Ф. Растрелли), в 1762 начата отделка (арх. Ю. М. Фельтен, не завершена). Ниж. часть здания, расчлененная на 2 яруса, увенчана высоким световым барабаном, к к-рому примыкают 4 звонницы. Вся композиция отличается необыкновенной пластичностью и создает впечатление устремленности ввысь.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ДЕКОРАТИВНО-МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА. Иск-во монументальной скульптуры ведет историю со времени Петра I, первые его образцы появились в СПб. (Летний сад, пригородные резиденции). Эти произв., выполненные итал., голл., нем. мастерами, носили преим. дидактич. характер, изображали античные божества, олицетворения природных стихий, добродетелей, пороков, темпераментов. Монументальные рельефы: Петровские ворота (скульп. К. Оснер); фасады Летнего дворца (скульп.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем. начата разбивка Екатерининского парка. С 1743 велись работы по расширению дворца (арх. М. Г. Земцов), после его смерти ими руководили арх. А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, с кон. 1748 - арх. Ф. Растрелли.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Зеленые пространства //Парки //

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, центр. часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 107 га. Состоит из регулярной и пейзажной частей, разделенных Большим прудом, образованным запрудой на р. Вангази. Регулярный Старый сад (1717-20-е гг., садовые мастера Я. Роозен, И. Фохт) устроен на насыпных террасах к С. от пруда.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

ЗИМНИЕ ДВОРЦЫ. 1-й З. д. - "маленький домик голл. архитектуры" - построен в марте 1708 для царя Петра I на левом берегу Невы в ряду домов служащих адмиралтейского ведомства, селившихся по набережной выше Гл. Адмиралтейства. Соседом царя был корабельный мастер Ф. М. Скляев. З. д. стоял фасадом к Неве с отступом от берега.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ, Большой Зимний дворец (Дворцовая наб., 38), пам. архитектуры барокко (1754-62, арх. Ф. Б. Растрелли). До 1917 гл. имп. резиденция в СПб., предназначенная для офиц. церемоний гос. значения, включавшая парадные, жилые и служебные помещения. Один из крупнейших дворцов Европы. 3-этажное здание, в плане - каре из 4 флигелей с внутр. дворами (длина по фасаду со стороны Невы 137 м, со стороны Гл. Адмиралтейства 106 м, выс. 23,5 м, ок. 1050 помещений).
Литература. Книжное дело // Издательства //

"ЗОДЧИЕ НАШЕГО ГОРОДА", серия книг о выдающихся архитекторах СПб. - Л., выпускалась Лениздатом с 1971.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ (в 18 в. придворные, в 19 в. также казенные), служили развлечениям имп. семьи, прославлению имп. особ, развлечению и просвещению столичной публики.
1 2 3