ЦИРК. Возникновению Ц. в СПб. предшествовали традиц. рус. «забавы» и «потехи» с использованием дрессированных
животных. В первые годы существования города в нем появились мастера «медвежьей потехи» («медвежьей комедии»): в
представлениях участвовали дрессированные медведи, а их дрессировщики брали на себя роль клоуна или борца со зверем. В
кон. 1-й четв. 18 в. начались первые выступления «конных штукарей» – дрессировщиков лошадей и наездников. Вскоре были
устроены зверинцы у Летнего сада (Зверовой двор) и на Петровском о. Во 2-й пол. 18 в. получил распространение конный Ц.: в
1764 в СПб. гастролировал англ. берейтор (наездник) Батес, в 1784–85 – чех Н. Мори, в 1797 – испанец П. Магю и др. На нар.
гуляниях выступали многочисл. фокусники, акробаты, дрессировщики, эксцентрики – как местные любители, так и «заезжие
люди» из др. городов. В 18 в. преобладали цирковые артисты и труппы из Зап. Европы, дававшие представления в частных или
казенных театрах, конных манежах, спец. врем. постройках. Излюбленным местом был р-н Караванной ул. и Слонового двора,
Адмиралтейская пл., Царицын луг. Иногда гастролеры задерживались в
СПб. на неск. лет. Приезжали «комедиянты» и
«штукари» из Персии, Голландии, Франции, Великобритании (канатоходцы, акробаты, фокусники, прыгуны, клоуны и пр.). К
нач. 19 в. количество иностр. гастролеров и цирковых трупп увеличилось. Сведений о рус. артистах 18 – нач. 19 вв. мало.
Известны рус. фокусник Иван Лазарев, выступавший в 1730-х гг. при дворе имп. Анны Ивановны, фокусник Иван Ламин
(1785).
Существовали немногочисл. крепостные Ц. (напр., Ц. графа С. С. Апраксина). В 1793 на Мойке открыт первый в СПб.
обществ. увеселит. сад – «Воксал в Нарышкинском саду». В нем устраивались праздники, на к-рых выступали «искусники
разных телодвижений, прыгуны, сильные люди, великаны, мастера верховой езды, люди со львами и др. редкими зверями». В
1822 на Крестовском о. арх. И. Габит построил первое (дерев.) здание для цирковых представлений (открыто 4.6.1822). В 1827
рук. франц. труппы Ж. Турниер построил на свои средства большой «Олимпийский цирк» на берегу р. Фонтанки (на месте
совр. здания Ц.), к-рый был открыт 11.12.1827. Помимо отд. номеров, там ставились программные цирковые пантомимы
(«Взятие Очакова», «Бивак Наполеона» и др.). В 1828 Турниер продал здание казне, после перестройки в нем разместился
«Имп. театр-Ц. у Симеоновского моста», где наряду с цирковыми представлениями шли драматич. спектакли. Кроме труппы
Турниеров в нем выступали иностр. труппы Б. Фурро, Х. Баха, Д. Готье. В 1842 здание разобрано за ветхостью. В 1836
компания «штукмейстеров» (артистов) Легат и Вагнер получила разрешение давать цирковые представления в дерев.
Каменноостровском театре (постр. в 1827). В 1843 в СПб. приехала труппа наездника Л. Сулье, к-рый построил недалеко от
Александро-Невской лавры открытый дерев. Ц. с амфитеатром на 15 тыс. зрителей. В 1845 на Театральной пл. для труппы
наездника А. Гверра возведен стационарный дерев. Ц., также названный «Олимпийским» (открыт 22.11.1845). С Гверрой
вскоре стала соперничать труппа наездников Ж. Лежара и П. Кюзан. В 1846 Лежар построил неподалеку от Александринского
театра свой дерев. Ц. В 1847 Дирекция имп. театров купила оба здания в казну. Труппа Гверры уехала в Москву, а труппа
Лежара была ангажирована Дирекцией имп. театров и выступала как «Цирк имп. театр. дирекции». Здание на Театральной пл.
было сломано, и в 1849 построен первый в СПб. каменный казенный стационарный Театр-цирк (арх. А. Кавос), к-рый открылся
29.1.1849 (в нем цирковые представления также чередовались с театральными: в 1856 здесь состоялась премьера оперы А. С.
Даргомыжского «Русалка»). В 1854 цирковую труппу из-за убытков распустили. В 1859 Театр-Ц. сгорел, на его месте в 1860
Кавос построит здание Мариинского театра.
После закрытия Имп. Ц. клоун-акробат Луи Виоль построил в 1855 на Адмиралтейской пл. цирк-балаган, куда перешла часть
труппы (этот Ц. просуществовал один сезон). В 1857 любитель цирка гв. полковник В. В. Новосильцов вместе со своей женой,
наездницей Л. Басен, организовал труппу в быв. здании Ц. Лежара. После пожара 1859 труппа давала представления в частном
манеже на Б. Миллионной ул. В 1860 Новосильцов построил новый дерев. Ц., где выступала труппа Басен. В 1860-х гг. здание
арендовали разл. иностр. труппы (мадам Лежар, К. Гинне и Нейса, В. Карре, Л. Сулье, Э. Ренца и др.). В 1867 на Михайловской
ул. построен дерев. Ц. для труппы Гинне (арх. А. Межов). В 1869 в эту труппу влился коллектив Г. Чинизелли (см. Чинизелли
цирк), к-рый в 1872 возглавил труппу после кончины Гинне.В 1908 на Петерб. стороне построен дерев. «Новый цирк», позже
переим. в цирк «Модерн» (им владел хозяин колбасного заведения А. Маршан). В 1916 за ветхостью его велено было снести.
После 1917 в П. действовал только Ц. на наб. р. Фонтанки, 3. В 1924 Ц. Чинизелли перешел в ведение Центр. управления
госцирками (ЦУГЦ), его первым дир. стал наездник и дрессировщик из труппы Чинизелли В. Труцци. В 1920–30-х гг.
поставлены пантомимы «Махновщина» (1930), «Люди морского дна» и «1905 год» (1935, по В. В. Маяковскому), «Шамиль»
(1936), «Тайга в огне» (1938). В Ц. работали реж. Е. М. Кузнецов, Е. П. Гершуни, Ю. С. Юрский. При Ц. действовали Эстрадно-
цирковая эксперим. мастерская (1930, рук. Кузнецов), студии конного жанра и муз. эксцентрики (1940-е гг.). В 1928 создан
Циркового искусства музей.
С нач. Вел. Отеч. войны 1941–45 деятельность Ц. прервана и возобновилась после снятия блокады (28.12.1944 состоялось
первое представление). В 1946–65 Ц. возглавлял Г. С. Венецианов, были поставлены пантомимы «Выстрел в пещере»,
«Праздник на воде» и др. На манеже выступали цирковые династии Дуровых, Филатовых, Кио, Запашных, Ольховиковых,
Волжанских и др., клоуны Ю. В. Никулин, Б. П. Вяткин, О. К. Попов, М. Н. Румянцев (Карандаш), дрессировщица И. Н.
Бугримова, наездники Манжелли, атлеты Новак и др. В 1951–74 дир. Ц. был В. А. Цветков, с 1974 – И. Н. Кирнос. Гл. реж. с
1968 – А. А. Сонин. В 1959–64 проведена реконструкция здания, перестроен зрит. зал, устроены гардеробы, расширены
закулисные помещения, помещения для зверей и конюшни. После реконструкции были поставлены тематич. представления и
пантомимы «Руслан и Людмила», «Каштанка», «Отчизны славим юбилей», «Это гордое имя Победа», «Цирк – фестивалю»,
множество новогодних представлений для детей и др.
В 1920–22 в здании Нар. дома работал Театр нар. комедии (Нар. комедия), экспериментировавший в области создания театр.
спектаклей средствами Ц. и эстрады (инициатор и рук. – реж. С. Э. Радлов). В труппу наряду с актерами (Б. П. Анненков, Ф. А.
Глинская и др.) входили акробаты и возд. гимнасты, партерный клоун Ж. Дельвари, муз. клоун Боб, эстрадные артисты К. Э
Гибшман, П. И. Александров и др. Репертуар составляли буффонадно-комедийные сценарии без твердого текста, рассчитанные
на актерскую импровизацию. С 1935 в Л. действовала орг-ция «Цирк на сцене», созданная для обслуживания отдаленных р-нов
страны. В 1978 она объединяла 6 дирекций (в т. ч. ленингр.). Кадры этого Ц. подбирались как из опытных артистов, так и из
молодежи.
С нач. 19 в. в СПб. функционируют Ц.-шапито (врем. шатровые Ц. на один сезон), в к-рых выступают приезжие труппы и
отд. гастролеры. Долгое время Ц.-шапито строились летом у ст. метро «Парк Победы» и «Автово».
Лит.: Кузнецов Е. М. Цирк: Происхождение, развитие, перспективы. М., 1971;
Медведев М. Н. Ленинградский цирк. Л., 1975;
Дмитриев Ю. А. Цирк в России: От истоков до 1917 г. М., 1977;
Федоров С. Г. Цирк Чинизелли и его предшественники // ЛП. 1988. № 1. С. 29–31.
Ю. Н. Кружнов.