1 2
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АЛЧЕВСКИЙ Иван Алексеевич (1876-1917), оперный певец, (лирико-драм. тенор). Пению обучался под рук. старшего брата Г. А. Алчевского. В 1896-1901 учился на естеств. ф-те Харьковского ун-та. В 1901-05 в Мариинском театре, где спел св. 20 партий. С 1905 выступал в театрах Европы и США. В 1907-08 солист моск. "Оперы С. И. Зимина". В 1908-10 и 1912-14 - на сцене парижской "Гранд-Опера". В 1914 участвовал в "Рус. сезонах" С. П. Дягилева в Лондоне.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К.] Майера, игры на скрипке - у 1-го скрипача Придворного оркестра Ф. Бема.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ГОЛОВИН Александр Яковлевич (1863-1930, Детское Село), театр. художник и живописец, д. ч. АХ (1912), нар. артист РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1881-89) и частных школах Парижа. Чл. объединения "Мир искусства" (с 1902) и Союза рос. художников (1903-16). С 1902 жил в СПб., гл. декоратор имп. театров.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869, СПб.), композитор. В СПб. с 1817. Получил домашнее (в т.ч. муз.) образование. Фп. игрой занимался с композитором и пианистом Ф. Шоберлехнером. Пению и теории музыки учился у тенора петерб. Нем. оперы Б. Л. Цейбиха.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА, существовала в СПб. в 1733-1914 (с перерывами) как итал. муз. театр на итал. яз. и как итал. оперы, исполняемые рус. труппами на рус. яз. (с 1781 до наших дней). В 1-й пол. 18 в. И. о. была частью светских форм культа монарха.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

КАПЛАН Эммануил Иосифович (1895, СПб. - 1961, Л.), певец (тенор), режиссер и педагог. Окончил архит. ф-т АХ (1925) и вокальный ф-т петрогр. Консерватории у Г. А. Боссе (1923). С 1920 солист Мариинского театра и Малого оперного театра. Исполнял партии Рудольфа ("Богема" Дж. Пуччини), Ленского ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского), Бомелия ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова), Труффальдино ("Любовь к трем апельсинам" С. С. Прокофьева).
Литература. Книжное дело // Салоны, кружки, творческие объединения //

КАРАМЗИНОЙ САЛОН, салон вдовы историка Н. М. Карамзина - Екатерины Андреевны Карамзиной (1780-1851) и его дочери от 1-го брака Софьи Николаевны Карамзиной (1802-1856). Один из центров культурной жизни столицы, собирал писателей, художников, композиторов и др. людей иск-ва в 1826-50.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

КАСТОРСКИЙ Владимир Иванович (1871 - 1948, Л.), артист оперы (бас), камерный певец, педагог, засл. артист РСФСР (1934), засл. деят. иск-в РСФСР (1939). С дет. лет пел в церк. хорах. Окончил Костромскую духовную семинарию. В 1892 переехал в CПб., учился в "Бесплатном хоровом классе" И. Мельникова, в 1893 - в Консерватории у С. И. Габеля. В 1894 дебютировал во Пскове в оперной труппе Н. Шампаньера, гастролировал.
Литература. Книжное дело // Персоналия //

КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич (1809-1842), поэт. Окончил 1 класс Воронежского уездного уч-ща. В СПб. впервые приехал в 1836. Затем бывал здесь в 1838 и 1840 (жил у В. Г. Белинского, Малый просп. В. О., 15). Вошел в лит. круги по рекомендации Н. В. Станкевича (первая публикация - стих. "Кольцо", "Лит. газ.", 1831). СПб. оказал сильное влияние на поэта, стал его духовной родиной. Среди петерб. знакомых К. - В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, П. А. Вяземский, А. А. Краевский.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЛЕОНОВА (по первому мужу Гильдемейстер) Дарья Михайловна (1829, по др. сведениям, 1834-1896, СПб.), артистка оперы (контральто), драмы, камерная певица и педагог. С 1839 в СПб. С 1849 училась в Петерб. театр. уч-ще (класс пения Н. Ф. Вителяро).
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, гос. академич. театр оперы и балета (Театральная пл. 1), ведет свою историю от созданной в 1783 придворной рус. труппы "не для одних комедий и трагедий, но и для оперы". К этому времени придворному ведомству принадлежали итал. опера, франц. оперно-драм. труппа, балет и 2 оркестра.
Архитектура // Скульптура, монументы //

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ. Памятные надписи на камне и металле начали появляться в СПб. еще в 18 в. На спусках к Неве у Дворцовой наб. в 1764-67 были вырублены даты их постройки; на Нарышкином (1780), Государевом (1783) и Трубецком (1785) бастионах Петропавловской крепости, в память того что они были "одеты камнем", установлены гранитные доски. Первые М. д. посвящены наводнениям 1752, 1775, 1777 и 1788 (под сводом Невских ворот).
Общественная жизнь // Благотворительность //

МЕЦЕНАТСТВО, бескорыстное финанс. и др. участие в развитии культуры, науки, помощь ее деятелям и т. д. Начало М. в СПб. положено царем Петром I, к-рый собирал произведения иск-ва и разл. раритеты (на их основе в 1714 создан первый рос. публ. музей - Кунсткамера), содействовал обучению архитекторов, живописцев, мастеров и т. д. Худож. коллекции имели А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Я. В. Брюс и др. Одним из первых петерб.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЛОНЫ, обществ. форма публ. музицирования, любит., проф. и смешанного, в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. преобладавшая над гор. общедоступными концертами. Возникли как продолжение придворных концертов екатерининской эпохи, в к-рых для узкого круга приближенных совместно выступали приезжие виртуозы, придворные музыканты и члены имп. фамилии вместе с др. аристократами, чьи таланты и проф. возможности позволяли конкурировать с солистами, состоявшими на службе.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881, СПб.), композитор. В СПб. с 1849, учился в Петершуле, в 1852-56 в Школе гв. подпрапрапорщиков и кав. юнкеров (ныне Лермонтовский просп. 54), по окончании зачислен в л.-гв. Преображенский полк (вышел в отставку в 1858). В 1856-57 познакомился и сблизился с А. П. Бородиным, М. А. Балакиревым (брал у него уроки композиции), вошел в "Могучую кучку".
1 2