Иванов Борис Алексеевич
| ||||||||||
Автобус |
||||||||||
АВТОБУС, наиболее мобильный вид гор. транспорта, не требующий больших затрат на подготовку маршрутов и позволяющий быстро реагировать на изменения маршрутной сети. Первые попытки орг-ции движения "моторных омнибусов" относятся к 1880-м гг. Первый А. ("омнибус-мотор") прошел по улицам СПб. 4.10.1907. Первый маршрут (Александровский сад - Балтийский вокзал) открыт инж. Б. А. Ивановым 11.11.1907. К 1910 парк А. насчитывал 14 машин марки "Лесснер" и "Руссо-Балт". А. был частным пр-тием и широкого распространения не получил. К 1914 движение А. в СПб. прекращено, возобновлено 24.12.1926 по маршруту пл. Урицкого (Дворцовая пл.) - Загородный просп. - пл. Восстания (курсировало 5 машин на 26 сидячих мест, созданных на основе нем. шасси "Фомаг"). В 1930-х гг. парк А. оснащался отеч. машинами АМО (с 1931 - ЗИС) и ЯАЗ (Ярославского з-да). В 1934 на линии вышел А.-гигант на 100 сидячих мест ЯА-2. К 1940 в Л. действовали 30 маршрутов А., в т.ч. пригородные, парк состоял из 220 машин. В период блокады 1941-44 А. использовались для эвакуации населения, переброски войск, доставки боеприпасов и продовольствия. Гор. автобусное движение возобновилось в 1945. Наиболее распространены были марки: ЗИС-155 (1947 - нач. 1960-х гг.), ЗИС-158 (с 1960 - ЗИЛ; 1957 - нач. 1980-х гг.), ЛиАЗ (1960 - нач. 1980-х гг.). С нач. 1980-х гг. на линиях появились венг. А. марки "Икарус", к-рые к 2003 составили основу автобусного парка СПб. В 1990 парк А. состоял из 3200 машин, обслуживавших ок. 200 гор. маршрутов. В 1990-х гг. кол-во маршрутов сократилось до 100, число машин - до 1700. Объем годовых перевозок снизился с 1 млрд 78 млн чел. (1990) до 600 млн чел. (2000). С 1995 в СПб. действуют коммерч. маршруты А. с индексами "Т" и "К". Техн. обслуживание А. осуществляют автобусные парки.
А. П. Жуковский. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |