История переименований:

пл. к Знаменскому мосту 1849 - 1850-е гг.
Знаменская пл. 1857 - октябрь 1918
пл. Восстания с октября 1918
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
пл. Восстания

АВТОБУС, наиболее мобильный вид гор. транспорта, не требующий больших затрат на подготовку маршрутов и позволяющий быстро реагировать на изменения маршрутной сети. Первые попытки орг-ции движения "моторных омнибусов" относятся к 1880-м гг. Первый А. ("омнибус-мотор") прошел по улицам СПб. 4.10.1907. Первый маршрут (Александровский сад - Балтийский вокзал) открыт инж. Б. А. Ивановым 11.11.1907. К 1910 парк А. насчитывал 14 машин марки "Лесснер" и "Руссо-Балт".
Столица // Персоналия //
пл. Восстания

АЛЕКСАНДР III (1845, СПб. - 1894), император (с 1881). 2-й сын имп. Александра II и имп. Марии Александровны. Наследник престола и цесаревич с 1865. Женат на датской принцессе Дагмаре (см. Мария Федоровна). Ген. от инфантерии (1874). Служил в л.-гв. Преображенском полку. Командовал полком, 1-й гв. пех. дивизией, с 1874 - гв. корпусом, с 1880 войсками гвардии и Петерб. ВО. Будучи наследником, жил в Аничковом дворце.
Столица // Персоналия //
пл. Восстания

ВИТТЕ Сергей Юльевич (1849-1915, П.), граф (1905), гос. деятель, действит. тайный советник (1899), статс-секр. (1896), поч. ч. Петерб. АН (1893). По окончании физ.-матем. ф-та Новорос. ун-та (1870) служил на жел. дорогах. С 1889 в СПб., дир. Деп-та ж.-д. дел Мин-ва финансов, с февр. 1892 управляющий Мин-вом путей сообщения, с авг. 1892 по 1903 мин. финансов.
Топография города // Городская сеть //Площади //
пл. Восстания

ВОССТАНИЯ ПЛОЩАДЬ (до 1918 Знаменская пл.), на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Первое назв. - от Знаменской церкви, совр. назв. - в память о событиях Февр. рев-ции 1917. Сформировалась в сер. 19 в. по плану арх. Н. Е. Ефимова в связи со стр-вом ж. д. СПб. - Москва. В 1844-51 возведен Московский вокзал, в 1845-57 - здание Знаменской гостиницы (Невский просп.,118 - Лиговский просп.,12; неоднократно перестраивалось, ныне гостиница "Октябрьская").
Топография города // Городская сеть //Улицы //
пл. Восстания

ГОНЧАРНАЯ УЛИЦА, между пл. Восстания и Полтавской ул. В сер. 18 в. наз. Новая Першпективная дорога, совр. назв. - с 1780-х гг. от существовавших здесь гончарных мастерских и слободы. Г. у. проложена в 1733, вместе с Тележной ул. вела к Александро-Невской лавре. Со 2-й пол. 19 в. застраивалась кам. домами: д. 10 и 29 (1878, арх. А. Р. Гешвенд), д. 13 (1894, арх. Е. Ф. Бржозовский), д. 18 (1834, арх. П. П. Гендриков, перестроен в 1871), д. 25 (1830-е гг., арх. А. А. Арефьев).
Архитектура // Персоналия //
пл. Восстания

ЕФИМОВ Николай Ефимович (1799-1851, СПб.), архитектор, градостроитель. В 1806-21 учился в Петерб. АХ, затем занимался изучением древнерус. архитектуры. В 1827-40 жил в Италии. С 1840 акад., с 1842 поч. вольный общник, с 1844 проф. АХ. С 1840 архитектор Придворного ведомства. Помогал арх. В. П. Стасову восстанавливать интерьеры Зимнего дворца после пожара 1837, строил Новый Эрмитаж (1840-52), внеся ряд изменений в проект арх. Л. Кленце.
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
пл. Восстания

КОНКА (конно-железная дорога; конный трамвай), рельсовая разновидность омнибуса. Во 2 пол. 19 - нач. 20 вв. - основной, наиболее доступный вид гор. пасс. транспорта. К. представляла собой вагон ок. 8 м дл. с впряженной парой лошадей, двигавшийся по рельсам. Вагон имел верхнюю пасс. площадку ("империал"), за проезд на ней платили меньше. К. обслуживалась кучером и кондуктором.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
пл. Восстания

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ (до 1738 Большая першпективная дорога, или Большая першпектива, в 1738-1780-х гг. Невская проспективая ул., или Невская перспектива, в 1918-44 просп. 25-го Октября, в память Окт. рев-ции 1917), гл. магистраль СПб., между Адмиралтейским просп. и пл. Александра Невского (дл. 4,5 км), пересекает р. Мойку (Народный мост), кан. Грибоедова (Казанский мост), р. Фонтанку (Аничков мост).
Топография города // Природные условия и явления //
пл. Восстания

РЕЛЬЕФ. При общей равнинности, уплощенности и значительности кам. застройки, Р. СПб. контрастен и многообразен. Максимальные высоты на Ю.-З. города 176 м, на С. в Парголове ок. 60 м. В городе нет крутых подъемов и спусков, но ощутимо присутствие разновысотных уровней.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //
пл. Восстания

ТРУБЕЦКОЙ Павел (Паоло) Петрович (1866-1938), князь, скульптор. Учился (гл. обр. самостоятельно) и жил в Италии, в 1897-1906 жил в Москве и СПб., с 1906 - во Франции, США, Италии; в СПб. бывал в 1907-14. Один из основоположников импрессионизма в рус. пластике. Создавал жанровые, анималистич., портретные статуэтки и бюсты в импрессионистской манере: княгиня М. К. Тенишева (1899), Л. Н. Толстой (1899), С. Ю. Витте (1901; все - бронза; в ГРМ).
История города // 1801 - 1917 //
пл. Восстания

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917, вторая рос. рев-ция, свергнувшая монархию. Решающие события Ф. р. развернулись в П. 23.2.(8.3.)1917 антивоен. митинги, посвященные Дню работницы, стихийно стали перерастать в стачки и демонстрации.
История города // 1801 - 1917 //
История города // 1945 - 2003 //
пл. Восстания

ЮБИЛЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Первый Ю. СПб. (100-летие города) отмечался в 1803. Торжества начались утром 16.5.1803 с торжеств. выноса лодки-верейки из Домика Петра I и установки ее на 110-пушечном корабле "Гавриил", откуда был дан сигнал к праздничной канонаде со стен Петропавловской крепости, Гл. Адмиралтейства и со стоявших на Неве кораблей. Состоялся торжеств. молебен у Зимнего дворца в присутствии имп. Александра I и войск.