ИЗВОЗЧИКИ, появились в СПб. с первых лет существования города (известен указ 1705 "О сборе с извозчиков"), тогда же извоз превратился в промысел, к-рым занимались, как правило, крестьяне. К 1745 в СПб. было 3 тыс. И. В 1705, 1732, 1745, 1783 и позднее издавались правила движения И. по городу. В 1739 на улицах заведены спец. караулы для наблюдения за правилами движения. Мн. И. жили в ямских слободах в р-не Лиговского просп. и совр. ул. Марата, в р-не Александро-Невской лавры (в сер. 19 в. здесь была образована Каретная часть) и др., а также в ям-селениях возле СПб. (Ям-Ижора и др.), где селились и ямщики, несшие повинность "почтовой гоньбы" в др. города. И. делились на ломовых (грузовых) и легковых (для ездоков). Легковые И. подразделялись на "биржевых" (ожидавших важных седоков в особых местах) и "безместных", называвшихся "ваньками". "Ваньки" в большинстве работали "на хозяина". Среди "биржевых" были "лихачи" ("ухорские"), катавшие господ ради их удовольствия за значит. плату. С 1783 Управа благочиния стала выдавать "извощичий билет" (разрешение на промысел), а также кожаный ярлык с номером экипажа и части города, к к-рой

И. был приписан (ярлык нашивался на армяк, ставший обязат. одеждой И.). Отличит. знаками И. были желтый кушак и шапка с желтым верхом (в этот же цвет красилась и коляска). К кон. 18 в. было выдано 5 тыс. "билетов". И. платили пошлину 2 руб. в год, извозопромышленники - 10 руб. в год. Транспортным средством И. были дрожки, экипажи, коляски, зимой - сани, в сер. 19 в. появились пролетки. К сер. 19 в. в СПб. работало летом ок. 6 тыс. И., зимой 7,5 тыс. Ездить разрешалось со скоростью не более 10 верст в час. Зимой для И. и кучеров устраивались "грелки" - беседки с очагом внутри. С кон. 18 в. для И. стали устраивать "извощичьи трактиры" с жильем для возниц и стойлами для лошадей (в 19 в. известны извощичьи трактиры "Рязань" в Кузнечном пер., "Хива" на Глазовой ул. и др.). И. ожидали седоков у вокзалов, гостиниц, на перекрестках и пр., "лихачи" - у здания Гор. думы, на углу Троицкой ул. и Невского просп. и др. С кон. 18 в. до кон. 19 в. популярны были "вейки" (или "чухны") - зимние сани для праздничного катания; этот промысел держали приезжие карелы и финны (отсюда назв.). В 1876 приняты новые правила извозного промысла.

Право на получение "извозной книжки" давалось лицам, достигшим 18 лет, И. должны были сдать экзамен на знание города, правил движения, на управление лошадьми. Экзамен принимали полицейские чины и члены Гор. думы. С появлением омнибусов (1847), конки (1863) и трамвая (1907) И. не исчезли: в 1900 в СПб. было св. 16 тыс. легковых экипажей и 2,5 тыс. ломовиков, однако к 1914 число И. сократилось вдвое. Ломовые и легковые И. просуществовали в Л. до кон. 1930-х гг. В 1980 в городе появились легковые И. как развлекат. аттракцион для туристов. В 1999 губернатор СПб. издал распоряжение об упорядочении движения гужевого и верхового транспорта (наряду с велосипедами и мопедами).
Лит.: Петров П. П. Легковые извозчики Петербурга // БА. 1984. № 17. С. 45-56; Антонов П. А. Ямщик, не гони лошадей! // ЛП. 1986. № 1. С. 35-37; Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х гг. Л., 1991. С. 38-46. Ю. Н.
Кружнов.