История переименований:

Московская ул. 20 августа 1739 - 1822
Ямская ул. 1783 - 1832
Лиговский пр. 1822 - 1828
наб. Лиговского кан. 1821 - 26 декабря 1892
Лиговская ул. 26 декабря 1892 -15 декабря 1952
Сталинградский пр. 15 декабря 1952 - 23 июля 1956
Лиговский пр. с 23 июля 1956
1 2
Топография города // Городская сеть //Площади //
Лиговский пр.

ВОССТАНИЯ ПЛОЩАДЬ (до 1918 Знаменская пл.), на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Первое назв. - от Знаменской церкви, совр. назв. - в память о событиях Февр. рев-ции 1917. Сформировалась в сер. 19 в. по плану арх. Н. Е. Ефимова в связи со стр-вом ж. д. СПб. - Москва. В 1844-51 возведен Московский вокзал, в 1845-57 - здание Знаменской гостиницы (Невский просп.,118 - Лиговский просп.,12; неоднократно перестраивалось, ныне гостиница "Октябрьская").
Топография города // Городская сеть //Улицы //
Лиговский пр.

ДОСТОЕВСКОГО УЛИЦА, между Кузнечным пер. и Социалистической ул. В 1739-99 наз. Скатертная ул., участок от Свечного пер. до Рузовской ул. - Семеновская ул. (по л.-гв. полку). Во 2-й пол. 18 в. бытовало назв. Гребецкая ул., в 1871-1915 - Ямская ул., отрезок за Разьезжей ул. с 1880 наз. Ново-Ямской ул. (по быв. слободе ямщиков, существовавшей в р-не Лиговского просп.).
Топография города // Городская сеть //Улицы //
Лиговский пр.

ЖУКОВСКОГО УЛИЦА (до 1902 Малая Итальянская ул.), между Литейным и Лиговским проспектами. Переим. в связи с 50-летием со дня смерти В. А. Жуковского. Проложена в 1760-х гг. близ Итальянского сада (отсюда прежнее назв.).
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
Лиговский пр.

ЗАСТАВЫ, контрольные пункты, учреждены в нач. 18 в. на гл. дорогах при въезде в СПб. для проверки грузов, багажа и регистрации лиц, покидавших город или въезжавших в него. В 1-й трети 18 в. З. было две - Выборгская и Московская. На З. в особых зданиях (гауптвахтах) находились воинские караулы, дороги были перегорожены шлагбаумами и рогатками (упразднены в 1858).
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
Лиговский пр.

ИЗВОЗЧИКИ, появились в СПб. с первых лет существования города (известен указ 1705 "О сборе с извозчиков"), тогда же извоз превратился в промысел, к-рым занимались, как правило, крестьяне. К 1745 в СПб. было 3 тыс. И. В 1705, 1732, 1745, 1783 и позднее издавались правила движения И. по городу. В 1739 на улицах заведены спец. караулы для наблюдения за правилами движения.
Топография города // Городская сеть //Переулки //
Лиговский пр.

КУЗНЕЧНЫЙ ПЕРЕУЛОК, соединяет Загородный просп. и Владимирскую пл. с Лиговским просп. В 1740-х гг. здесь селились кузнецы, служившие в придворном ведомстве. В 1760-х гг. воздвигнута Владимирская церковь. Дома 2-12, построенные в 19 в., образуют компактную застройку до совр. ул. Марата. В 1820-х гг. возведена Никольская единоверческая церковь, рядом с ней - Никольское реальное уч-ще (д. 14а, 1911-12, арх. И. И. Яковлев).
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //
Лиговский пр.

ЛИГОВСКИЙ КАНАЛ, сооружен в 1718-21 по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева для снабжения СПб. питьевой водой. Первонач. дл. ок. 23 км, шир. по дну 2-4 м, глубина 1-2 м. Назван по р. Лиге, участвовавшей в водосборе на истоке канала. Начинался близ д. Горелово из пруда, созданного на р. Черной, стекающей с Дудергофских высот, проходил через юж. часть СПб. по трассе совр. просп. Нар. Ополчения, Кубинской и Ташкентской улиц и Лиговского проспекта.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Лиговский пр.

ЛИГОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (до 1956 Лиговская ул.), между ул. Некрасова и Московским просп. Прокладывался с 1891 по трассе Лиговского канала (отсюда назв.). В 18-19 вв. в этом р-не находились ямские слободы, извозчичьи дворы, кабаки, притоны, мелкие ремесл. заведения и пр. Здесь было "дно" города. В сер. 18 в. построена Крестовоздвиженская церковь, в 1760-х гг. - ц. Тихвинской иконы Божией Матери, в 1810-12 - 2-ярусная колокольня, составляющие единый архит. комплекс.
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
Лиговский пр.

МОСКОВСКАЯ ЗАСТАВА, ист. название сев. части совр. Московского р-на. Происходит от заставы, существовавшей на пересечении Моск. тракта и Лиговского кан. До кон. 19 в. М. з. - малонаселенная терр. с сел. застройкой, в кон. 19 - нач. 20 вв. застраивалась пром. пр-тиями (з-ды: "Сименс-Шуккерт", Вагоностроит., Т-ва "Скороход" и др.). На Забалканском (ныне Московский) просп. и прилегавших улицах строились доходные дома и казармы для рабочих.
Архитектура // Скульптура, монументы //
Лиговский пр.

МОСКОВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА сооружены в 1834-38 по проекту арх. В. П. Стасова на пересечении Московского и Лиговского просп. в память о победах рос. армии в рус.-тур. войне 1828-29. Ворота в виде 12-колонного портика дорич. ордера завершают скульпт. композиции - воинские трофеи и фигуры гениев (скульп. Б. И. Орловский, отлиты на Александровском чугунолитейном з-де). В 1936 М. т. в. разобраны, в 1959-61 восстановлены (арх.
Топография города // Городская сеть //Набережные //
Лиговский пр.

НАБЕРЕЖНЫЕ, инж. сооружения по берегам водотоков, строились в СПб. с нач. 18 в. с целью укрепления берегов и осушения терр. Первые дерев. Н. появились на Городском о., затем на левом берегу р. Невы, между Гл. Адмиралтейством и Летним садом. Первые кам. Н. сооружены в 1718-23 у Зимней канавки и на терр. Летнего сада. Работы по укреплению берегов Невы возобновились в 1730-х гг. (рук. - арх. П. М. Еропкин). С нач. 1760-х гг. там строились гранитные Н. (арх.
Столица // Персоналия //
Лиговский пр.

НИКОЛАЙ II (1868, Царское Село - 1918), император в 1894-1917. Сын имп. Александра III и имп. Марии Федоровны. Женат на гессен-дармштадтской принцессе, принявшей имя Александры Федоровны. Наследник престола и цесаревич с 1881. Полковник (1892), служил в л.-гв. Преображенском полку. Проживал в Аничковом дворце, после женитьбы - в Зимнем дворце, в летнее время - в Нижнем дворце в Александрии, где родились его дети.
Архитектура // Мосты //
Лиговский пр.

НОВО-КАМЕННЫЙ МОСТ (Водопроводный; Ямской, по Ямской слободе; Б. Каретный, Гранитный), через Обводный кан., на Лиговском просп. Построен в 1817-21 (инж. П. П. Базен) на месте существовавшего здесь в 1805-11 дерев. акведука (инж. Ф. И. Герард). Отверстие моста перекрывалось очень пологим гранитным сводом с дерев. руслами для пропуска вод Лиговского канала. В 1846-48 перестроен в камне (инж. А. Н. Ераков) и, видимо, тогда получил совр. назв.
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
Лиговский пр.

ПЕСКИ, ист. назв. местности в центре СПб., между р. Невой, Невским просп. и Лиговским просп., по обе стороны Суворовского просп. Назв. от характера грунта. Во 2-й пол. 18 в. здесь основана слобода Канцелярии от строений, застройка к-рой велась по строго регулярной схеме. В 1781-88 в центре П. сооружена Рождества Христова церковь (уничтожена в 1934). По назв. церкви наименованы 1-10-я Рождественские улицы (ныне 1-10-я Советские улицы) и Рождественская часть.
Топография города // Зеленые пространства //Сады //
Лиговский пр.

"ПРУДКИ", сад в центр. части СПб., между Лиговским и Греческим проспектами, ул. Некрасова и Прудковским пер. Разбит на месте быв. прудов (отсюда назв.), существовавших в конце Лиговского канала. Совр. размеры 300 х 140 м. Планировка пейзажная. Рядом с садом - Ин-т фтизиопульмонологии и Большой концертный зал "Октябрьский". В саду - пам. Н. А. Некрасову (1971, скульп.
1 2