ЛОМОНОСОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД (ЛФЗ) (просп. Обуховской Обороны, 151), первый и крупнейший в России фарфоровый з-д, центр произ-ва худож. фарфора. Осн. в 1744 как Порцелиновая мануфактура, с 1765 Имп. фарфоровый з-д, с 1917 Гос. фарфоровый з-д, в 1925 з-ду присвоено имя М. В. Ломоносова, с 1993 совр. назв. Развитию з-да способствовало открытие Д. И. Виноградовым способа получения твердого фарфора из отеч. сырья (мем. доска на здании з-да). Со дня основания з-д выполнял заказы имп. двора, его продукция отражала господствовавшие при дворе вкусы. На з-де работали рус. и иностр. мастера. Большую роль в истории з-да сыграл франц. скульп. Ж. Д. Рашетт (модельмейстер в 1779-1814), с именем к-рого связано утверждение в рус. фарфоре классицизма. В этот период по заказу имп. Екатерины II созданы парадные сервизные ансамбли "Арабесковый" (1784), "Яхтинский" (1780-90-е гг.), "Кабинетский" (1795), насчитывающие до 1000 предметов. В 1809-30 скульпт. мастерской заведовал С. С. Пименов, разработавший образцы фарфора в стиле ампир (сервиз "Гурьевский", 1809-17, в росписи использованы рис. из книги Х. Гейслера "Петерб. сцены и типы").
С 1830-х гг. выпускались изделия, отмеченные печатью эклектики, отличавшиеся внешней роскошью и обилием позолоты. При имп. Александре I и Николае I изготовлены дворцовые сервизы для большинства резиденций СПб. (в частности, сервиз "Банкетный", 1848-53, ок. 5500 предметов, для Б. Петергофского дворца). В царствование имп. Александра II, не проявлявшего интереса к з-ду, произ-во сократилось. В 1880-90-х гг. под влиянием вкусов имп. Александра III предпочтение отдавалось "китайским" и "японским" вазам, вошла в моду подглазурная живопись. В нач. 20 в. к работе на з-де привлекались худ. В. А. Серов, К. А. Сомов, скульп. К. К. Рауш фон Траубенберг, С. Н. Судьбинин, воплотившие в худож. фарфоре стиль рус. модерна. В 1918 з-д перешел в ведение Наркомпроса, по заданию к-рого было налажено произ-во т. н. агитац. фарфора по эскизам и моделям худ. С . В. Чехонина (худож. рук. з-да в 1918-23 и 1925-27), А. В. Щекатихиной-Потоцкой, М. В. Лебедевой, скульп. Н. Я. Данько, В. В. Кузнецова и др. Ряд оригинальных форм и росписей создан худ.-супрематистами во главе с К. С. Малевичем.
В 1930-50-х гг. з-д выпускал массовую бытовую посуду, уникальные изделия по офиц. гос. заказам (вазы, скульптуры), техн. фарфор. Худож. лаборатория з-да, открытая в 1930 (рук. Н. М. Суетин в 1932-52), разрабатывала стиль социалистич. бытового иск-ва. В 1960-х гг. вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрич. объемов. Были разработаны новые модели для серийного и массового произ-ва жанровой скульптуры, столовых и чайных сервизов, декорат. ваз. В 1968 открыто произ-во тонкостенного костяного фарфора. Совр. изделия выпускаются по образцам худ. и скульп. А. В. Воробьевского, В. М. Городецкого, Э. М. Криммер, А. А. Лепорской, В. Л. Семеновой, Н. П. Славиной, С. Е. Яковлевой, И. И. Ризнича, Е. И. Чарушина, А. А. Яцкевич и др. Музейная коллекция з-да, основанная в 1844, насчитывает ок. 20 тыс. экспонатов (в 2001 передана в ГЭ). От назв. з-да происходят наим. Фарфоровской ул. и ж.-д. платформы Фарфоровская.
Лит.: Императорский фарфоровый завод, 1744-1904. СПб., 1906; Русский фарфор: Искусство первого в России фарфорового з-да. Л., 1968; Советский фарфор: Искусство Ленингр. гос. фарфорового з-да им. М. В. Ломоносова. Л., 1974; Агаркова Г. Д. Ленинградские фарфористы. М., 1984. О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.