Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ВАСНЕЦОВ Юрий Алексеевич (1900-1973, Л.), график, живописец, нар. худ. РСФСР (1966), С 1921 жил в П. Учился в АХ (1921-26) у А. Е. Карева, К. С. Петрова-Водкина, Н. А. Тырсы, в Ин-те худож. культуры (1926-28) у К. С. Малевича и аспирантуре Всерос. АХ (1932-34) у В. В. Лебедева. С 1928 сотрудничал в ленигр. отделении Детгиза. Творчество В. навеяно поэтикой рус. фольклора и нар. иск-ва.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ЕРМОЛАЕВА Вера Михайловна (1893-1937), живописец, график, художник книги. Училась в худож. школе М. Д. Бернштейна (1911-14) и Археол. ин-те (1914-17). Развивала принципы кубизма, супрематизма и др. новейших течений. В 1917 занимала активную позицию в блоке левых в Союзе деятелей искусств. Один из инициаторов создания уникальной коллекции вывесок в Музее Города.
Архитектура // Архитектурные стили //

КОНСТРУКТИВИЗМ, осн. направление в архитектуре сов. авангарда 1920-х - нач. 1930-х гг. В его основе - принцип функциональности, выражавшийся в динамически расчлененных структурах с четкими объемами и лаконичными поверхностями, выявленными конструкциями и плоскостями остекления. Большое влияние на ленингр. К. оказала система супрематизма худ. К. С. Малевича с ее самоценностью формы и абстрактностью геометрич. элементов.
Искусство // Изобразительное искусство //Художественное производство //
Экономика // Промышленность //

ЛОМОНОСОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД (ЛФЗ) (просп. Обуховской Обороны, 151), первый и крупнейший в России фарфоровый з-д, центр произ-ва худож. фарфора. Осн. в 1744 как Порцелиновая мануфактура, с 1765 Имп. фарфоровый з-д, с 1917 Гос. фарфоровый з-д, в 1925 з-ду присвоено имя М. В. Ломоносова, с 1993 совр. назв. Развитию з-да способствовало открытие Д. И. Виноградовым способа получения твердого фарфора из отеч. сырья (мем. доска на здании з-да).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935, Л.), художник, теоретик иск-ва. Учился в студии Ф. И. Рерберга (1905-10) в Москве. До 1919 жил постоянно в М. Прошел через увлечения импрессионизмом, примитивизмом, кубофутуризмом. Создатель супрематизма, впервые обоснованного в брошюре "От кубизма и футуризма к супрематизму" (1915).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

МАТЮШИН Михаил Васильевич (1861-1934, Л.), живописец, скрипач, композитор. Видный деятель петерб. худож. авангарда. Окончил Моск. консерваторию (1881), играл в петерб. Придворном оркестре (1881-1913). Занимался в Рисовальной школе ОПХ (1894-98), студии Я. Ф. Ционглинского (1903-05), школе Е. Н. Званцевой (1906-08) у М. В. Добужинского и Л. С. Бакста. Один из инициаторов об-ва "Союз молодежи" (1910), издатель футуристич. книг.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ПРОФЕССОРА ПОПОВА УЛИЦА (в 1810-х гг. Песочный просп., с сер. 19 в. до 1940 Песочная ул.), между Аптекарской наб. и Песочной наб., на Аптекарском острове. Наз. в честь изобретателя радио А. С. Попова. Прокладка улицы началась в кон. 18 - нач. 19 вв. Первонач. она шла от Аптекарского просп. до совр.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

СИДЛИН Осип Абрамович (1909-1972, Л.), живописец, педагог. Окончил Ленингр. худож. техникум (1930). Учился во ВХУТЕИНе у А. А. Осмеркина и А. И. Савинова, посещал мастерские К. С. Малевича и К. С. Петрова-Водкина. В 1936-39 и 1949-72 преподавал в изостудиях ДК им. В. П. Капранова и ДК им. Ильича. Оригинальная худож. и пед. система, разработанная им на основе пластич. идей авангарда нач. 20 в., получила назв. "школа Сидлина".
Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки //

"СОЮЗ МОЛОДЕЖИ", об-во художников. Осн. в 1910 быв. членами группы "Треугольник" (Е. Г. Гуро, М. В. Матюшин, Э. К. Спандиков, И. С. Школьник, С. Я. Шлейфер и др.). Пред. об-ва: Э. К. Спандиков (1910-13), Л. И. Жевержеев (с 1913). Собрания проходили в мастерской об-ва (Замятин пер., 3). Члены об-ва представляли широкий спектр творч. исканий: от умеренного новаторства до кубофутуризма и орфизма.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

СТЕРЛИГОВ Владимир Васильевич (1904-1973, Петродворец), живописец. Изучал принципы кубизма и супрематизма в Гос. ин-те худож. культуры у К. С. Малевича (1926). Вместе с В. М. Ермолаевой, К. К. Рождественским и Л. А. Юдиным входил в Группу живописно-пластич. реализма. В нач. 1930-х гг. сотрудничал в дет. журналах "Чиж" и "Еж". В 1934-38 по сфабрикованному обвинению отбывал срок в лагере под Карагандой. Писал пейзажи, интерьеры, натюрморты, портреты.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ТЕАТР ДРАМАТИЧЕСКИЙ. Первые попытки организации регулярного публ. театра в СПб. - спектакли театра сестры царя Петра I царевны Натальи Алексеевны (с 1714). В СПб. также гастролировали разл. заруб. труппы, как, напр., труппа И.-К. Эккенберга (с 1719). С 1730-х гг. заруб. труппы вошли в систему рус. придворного театра, выступая на пост. основе. В 1756 указом имп. Елизаветы Петровны в СПб. учрежден первый рус. проф. публ. театр (см. Русский для представления трагедий и комедий театр).
Искусство // Изобразительное искусство //Выставочные залы, галереи, фестивали //
Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки //

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ БЮРО Н. Е. ДОБЫЧИНОЙ, учреждение для посредничества между художниками и публикой по сбыту картин и исполнению худож. заказов. Открыто осенью 1911 Н. Е. Добычиной (1884-1950).
Наука. Образование // Научные и проектные учреждения //
Наука. Образование // Учебные заведения //

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ИНСТИТУТ Государственный (ГИНХУК). Организован в 1923 на базе Художественной культуры музея. Располагался на Исаакиевской пл., 9. В состав ин-та входили формально-теоретич. отдел (зав. К. С. Малевич, сотрудники И. Г. Чашник, Л. М. Хидекель, Л. А. Юдин, В. М. Ермолаева и др.), отдел органич. культуры (зав. М. В. Матюшин, сотрудники Б. В., М. В., К. В. Эндеры и др.), отдел материальной культуры (зав.
Наука. Образование // Музеи //

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МУЗЕЙ (МХК), открыт в 1921 в быв. доме Мятлевых (Исаакиевская пл., 9) по инициативе группы "левых" художников. В отличие от традиц. музейной практики экспонировать произведения иск-ва по нац. или ист. принципу, концепция МХК предполагала демонстрацию собственно худож. культуры: изобразит. приемов, материалов и способов их обработки, принятых в разные эпохи у разных народов.