Топография города // Городская сеть //Проспекты //

БОЛЬШОЙ ПРОСПЕКТ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА (в 1720-х - 1780-х гг. Б. Проспективая или Б. Першпективая ул., в 1918-22 просп. Ф. Адлера, в 1922-44 просп. Пролетарской победы), от 1-й линии В. О. до пл. Морской славы. Проложен в 1710-х гг., предполагавшиеся по проектам планировки Васильевского о. каналы не были прорыты, на их месте появились садики, официально дозволенные в 1809. В 1922-32 садики реконструированы в бульварные полосы (арх. И. А. Фомин, Л. А. Ильин, В. В. Данилов).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910, СПб.), живописец. С детства подолгу жил с семьей в СПб., в 1864 и 1868-69 посещал Рисовальную школу ОПХ. Учился на юрид. ф-те Петерб. ун-та (1874-80) и в АХ (1880-84) у П. П. Чистякова; акад. (1905). В 1883-84 работал вместе с В. А. Серовым в мастерской на 10-й линии В. О., 9. В 1884-89 жил гл.обр. в Киеве, где работал над росписями церквей, в 1889 переехал в Москву. Стоял у истоков символизма и модерна в рус. иск-ве.
Наука. Образование // Учебные заведения //

ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ С.-Петерб. гос. академич. им. И. Е. Репина (Университетская наб., 17), старейшее худож. высшее уч. заведение России.
Искусство // Изобразительное искусство //Художественное производство //
Экономика // Промышленность //

ЛОМОНОСОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД (ЛФЗ) (просп. Обуховской Обороны, 151), первый и крупнейший в России фарфоровый з-д, центр произ-ва худож. фарфора. Осн. в 1744 как Порцелиновая мануфактура, с 1765 Имп. фарфоровый з-д, с 1917 Гос. фарфоровый з-д, в 1925 з-ду присвоено имя М. В. Ломоносова, с 1993 совр. назв. Развитию з-да способствовало открытие Д. И. Виноградовым способа получения твердого фарфора из отеч. сырья (мем. доска на здании з-да).
Наука. Образование // Учебные заведения //

МАЯ ГИМНАЗИЯ, частное муж. ср. уч. заведение. Осн. в 1856 педагогом К. И. Маем (1824-1895) в качестве классич. уч-ща, с 1865 гимназия. В 1868 открыто реальное отделение (с 1895 реальное уч-ще). В 1882 М. г. получила права гос. гимназии. В ней широко применялись наглядные методы обучения, экскурсии, физ. и хим. опыты, преподавался ряд дополнит. предметов по эстетич., физ. и техн. развитию уч-ся.
Печать. СМИ // Периодические издания //Журналы //

"МИР ИСКУССТВА", лит.-худож. журнал. Осн. в 1898 С. П. Дягилевым при участии членов одноим. кружка (см. "Мир искусства"). Редакция - в доме Дягилева (Литейный просп., 45; с 1900 - наб. р. Фонтанки, 11). Издавался до 1904, в 1899-1900 - 2 раза в месяц, с 1901 - ежемес. (вышло 96 номеров). Ред.-изд. - Дягилев (в 1904 совм. с А. Н. Бенуа); изд. - княгиня М. К. Тенишева и С. И. Морозов (до 1900).
Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки //

"МИР ИСКУССТВА", худож. объединение. Возникло в сер. 1890-х гг. из кружка студенч. молодежи, ядро к-рого составляли выпускники гимназии К. И. Мая: Ал-др Н. Бенуа, В. Ф. Нувель, Д. В. Философов; позже к ним примкнули Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П. Нурок и К. А. Сомов. Первым публ. выступлением кружка стала "Выставка рус. и финляндских художников", организованная в 1898 Дягилевым в Музее Центр. уч-ща техн. рисования барона А. Л. Штиглица.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939, Л.), живописец, засл. деят. иск-в РСФСР (1930). Учился в Центр. уч-ще техн. рисования (1895-97), МУЖВЗ (1897-1905) у В. А. Серова, в Мюнхене (1901) и Париже (1905-08). Чл. объединения "Мир искусства" (с 1911). С 1909 жил в CПб. Представитель символизма в рус. живописи. Разработал особую худож.-пластич. систему, в основе к-рой лежали принцип "сферич. перспективы" и хроматич. трехцветие "синий-желтый-красный", восходящее к традициям иконописи.
Топография города // Городская сеть //Площади //

РЕПИНА ПЛОЩАДЬ (в сер. 19 в. Калинкинская пл.), между просп. Римского-Корсакова и набережными р. Фонтанки и кан. Грибоедова. 1-е назв. - по д. Калинкина, находившейся в нач. 18 в. на левом берегу р. Фонтанка. В 1952 переим. в память худ. И. Е. Репина. Сформирована по плану, разработанному в 1737 Комиссией о Санкт-Петербургском строении, была самой большой из предмостных площадей у р. Фонтанки. Д. 1 - быв. съезжий дом Коломенской части (1849-51, арх. Р. А. Желязевич).
Наука. Образование // Музеи //

РИМСКОГО-КОРСАКОВА Н. А. МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-КВАРТИРА (Загородный просп., 28, кв. 39), филиал С.-Петерб. гос. Театрального и музыкального искусства музея. Открыт в 1971 при содействии семьи Римских-Корсаковых. Расположен в квартире, где композитор поселился в 1893 и прожил последние 15 лет жизни. Здесь Н. А. Римским-Корсаковым написаны 11 опер, в т. ч. "Садко", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане".
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

СЕРОВ Александр Николаевич (1820, СПб. - 1871, там же), композитор, муз. критик, отец худ. В. А. Серова. Окончил Уч-ще правоведения (1840), где подружился с В. В. Стасовым. С 1840 служил в Сенате, в 1841-45 - в Мин-ве юстиции, с 1855 - в Мин-ве внутр. дел. В 1845-50 и в 1852-54 жил в Крыму.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

СЕРОВ Валентин Александрович (1865, СПб. - 1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Учился у И. Е. Репина и в АХ (1880-85) у П. П. Чистякова; акад. (1898), д. ч. АХ (1903; вышел из АХ в знак протеста против расстрела демонстрации 9.1.1905). Чл. ТПХВ (1894-99), объединений "Мир искусства" (с 1899) и Союза рус. художников (с 1903). С 1889 жил в осн. в Москве, но часто приезжал в СПб., участвовал в худож. жизни города. Получил признание как выдающийся портретист.
Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки //

ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК (ТПХВ), худож. объединение. Осн. в 1870 петерб. и моск. художниками Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, К. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, А. К. Саврасовым, И. И. Шишкиным и др. Ставило задачей устройство выставок с целью развития любви к иск-ву в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений. Представляло собой новый тип худож. объединения, организованного на кооп. началах.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ЧИСТЯКОВ Павел Петрович (1832-1919, Детское Село), живописец и педагог. Учился в АХ (1849-64) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Париже и в Риме (1862-70). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1860-69) и в АХ (с 1872; д. ч. АХ с 1893, зав. мозаичным отделением в 1890-1912). Разработал пед. систему, соединявшую лучшие традиции академич. школы с опытом непосредств. восприятия природы и сыгравшую важную роль в развитии реализма в рус. иск-ве.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //
Наука. Образование // Персоналия //

ЯРЕМИЧ Степан Петрович (1869-1938, Л.), историк иск-в, художник, коллекционер. Учился в Киеве в реальном уч-ще. С 1899 в СПб. Чл. объединения "Мир искусства", об-ва "Старый Петербург". В 1904-08 жил и работал как художник в Париже. С 1928 хранитель в Гос. Эрмитаже. В юности общался с Н. Н. Ге и М. М. Врубелем, помогал ему в росписи Владимирского собора в Киеве.