Бернштам Леопольд-Бернгард (Леопольд Адольфович)
Бузони Ферручо
Раухфус Карл Андреевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
| ||||||||||
Рубинштейн А.Г., (1829-1894), композитор |
||||||||||
РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич (1829-1894, Петергоф), пианист, композитор, дирижер, педагог, муз-обществ. деятель. Прославился в 12-летнем возрасте во время первого европ. турне в 1840-43. В зрелости пользовался репутацией величайшего пианиста 2-й пол. 19 в., вел кочевую артистич. жизнь, давая большое кол-во концертов. В СПб. жил в 1848-54, 1858-67, 1887-91, в перерывах бывал в столице с концертами, присутствовал на постановках своих опер. Значение Р. для муз. культуры СПб. огромно: ему удалось осуществить переворот в муз. судьбе России. До него она была страной гениальных "любителей", импортирующей ведущих музыкантов всех специальностей. Предложенная Р. система муз. образования и просвещения была выполнена менее чем наполовину, но привела к тому, что музыканты, эмигрировавшие после рев-ции, внесли существ. вклад в муз. жизнь Европы и Америки, прославив рус. школу. Мощь личности Р., его артистич. дар стали ядром формирования нового отношения к профессии музыканта в России. При организации Консерватории ему удалось добиться для будущих выпускников звания "свободного художника" и связанных с ним сословных преимуществ. На протяжении жизни Р. предлагал след. реформы муз. образования: ввести преподавание комплекса нач. муз. дисциплин во всех типах школ; открыть гос. оперные театры и создать оркестры во всех губ. городах; открыть гос. консерватории в крупных региональных центрах, напр., в Прибалтике, на Юге России, Украине, Кавказе; создать вертикальную систему проф. муз. образования, при к-рой школы - гос. и частные - работали бы при участии консерваторий и под их контролем; создать сеть просветит. учреждений для организации общедоступных концертов и спектаклей (все не осуществлены). Однако лично Р. удалось сделать очень много: создал субсидируемое пр-вом Русское музыкальное общество (РМО), охватившее всю страну сетью отделений, при к-рых открывались муз. классы и консерватории; организовал первую в России с.-петерб. Консерваторию, руководил ею в 1862-67 и в 1887-91, составил ее устав, инструкции, выработал программу, вел класс, читал лекции, приглашал профессоров в соответствии со своими идеалами муз. воспитания, организовал при Консерватории студенч. оперу, в 1887 (к 25-летию Консерватории) добился от пр-ва предоставления ей здания Большого театра и вложил 30 тыс. руб. в его перестройку под уч.-концертно-театр. комплекс; по инициативе Р. и на его средства прошел 1-й Междунар. конкурс пианистов и композиторов (СПб., 1890; 1-ю пр. получил Ф. Бузони; затем проводился в Берлине и Париже, последний - в 1910 в СПб.); на свои средства (50 тыс. руб.) Р. основал Общедоступные концерты (цикл из 16 концертов; 1890/91, Чинизелли цирк); чтобы представить слушателям наглядную панораму эволюции муз. иск-ва, неск. раз выступал с циклами "Ист. концертов" (1885/86, 7 фп. концертов; 1886/87, 10 симф. концертов; 1887/88 и 1888/89, циклы из 58 лекций-концертов по истории фп. лит-ры, Р. исполнил 877 произведений 57 композиторов). С 1885 Р. участвовал только в благотворит. концертах. После разрыва с Консерваторией, РМО и отъезда в Германию (1891) вернулся в СПб., узнав о голоде в России, и дал 2 концерта в пользу голодающих, вручив К-ту помощи голодающим 19 тыс. руб. В последний раз Р. выступил публично в СПб. в сент. 1894 на чествовании врача-педиатра К. А. Раухфуса. Из его опер неизменным успехом пользовался только "Демон" (1871), к-рый шел в Мариинском театре (1875) и в Итальянской опере. В СПб. были поставлены также оперы: "Куликовская битва" ("Дмитрий Донской", 1852), "Маккавеи" (1877), "Купец Калашников" (1880), "Горюша" (1889; все исполнялись имп. рус. труппой); "Нерон" (Итал. опера, 1884). Здесь звучали оратории "Потерянный рай", "Вавилонское столпотворение", "Моисей". Р. - автор 6 симф., 5 концертов для фп. с оркестром и св. 200 фп. опусов, в т. ч. циклов "Каменный остров" (1855), "Петерб. вечера" (1860), "Петергоф" (1866). Его перу принадлежат также камерные ансамбли, циклы романсов и песен на стихи рус. и евр. поэтов. Р. разработал мощный, полнозвучный певучий стиль фп. музыки, позднее подхваченный С. В. Рахманиновым.
В последние годы Р. жил на Троицкой ул. (с 1929 носит его имя), в д. 27 (1886) и в д. 38 (1887-91; мем. доска). Погребен на Никольском кладб., в 1938 прах перенесен в Некрополь мастеров иск-в. В фойе Большого зала консерватории установлен пам. Р. (скульп. Л. А. Бернштам). Соч.: Музыка и ее представители. М., 1891; Мысли и афоризмы. СПб., 1903; Лекции по истории фортепианной литературы. М., 1974. Лит.: Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь, артистич. путь, творчество, муз.-обществ. деятельность: В 2 т. Л., 1957-1962. А. Л. Порфирьева. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |