1 2
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АУЭР Леопольд (1845-1930), скрипач, педагог, дирижер, ученик Й. Иоахима. Выходец из Австро-Венгрии. В СПб. в 1868-1917. Во время гастролей в Лондоне познакомился с А. Г. Рубинштейном и был приглашен преподавать в петерб. Консерватории (проф. с 1868); солист и дирижер симф. собраний Русского музыкального общества, солист балетного оркестра Мариинского театра и Имп. двора. Для А. сочиняли П. И. Чайковский, А. С. Аренский, А. К. Глазунов, С. И. Танеев.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

БЕРНШТАМ Леопольд Адольфович (Леопольд Бернгард) (1859-1939), скульптор. Жил в СПб. в 1872-85. Учился у Д. И. Иенсена, в Рисовальной школе ОПХ и в АХ (вольнослушатель в 1877-83). С 1885 работал в Париже, возвращаясь в СПб. для выполнения заказов. Автор ок. 300 портретов рос. и европ. деятелей культуры, науки, политики, мн. монумент. бюстов и памятников, а также скульптур на антич. и библейские темы.
Наука. Образование // Библиотеки //

БИБЛИОТЕКИ. Первая б-ка в СПб. осн. в 1714 указом царя Петра I как б-ка его величества, впоследствии легла в основу Библиотеки Российской Академии наук. В 1756 открыта б-ка Рос. придворного театра, в 1757 - б-ка АХ, в 1765 - б-ка Вольного экономического общества, в 1799 - Мор. б-ка. В 1795 осн. (в 1814 открыта) Имп. Публ. б-ка (ныне Российская национальная библиотека). Одной из крупнейших в стране была дворцовая б-ка, основанная в 1762 имп. Екатериной II (помещалась в Эрмитаже).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В. (1788-1856), композитор (опера "Цыгане", 2 симф. и др.), пианист и органист, действит. статский советник (1827). Получил прекрасное муз. образование.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ГИНЦБУРГ Илья Яковлевич (1859- 1939, Л.), скульптор. Воспитанник (с 1871) и друг М. М. Антокольского. С 1872 жил в СПб. Учился в АХ (1878-86). С 1911 акад.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ДАВЫДОВ Карл Юльевич (1838-1889), виолончелист, педагог, дирижер, композитор и муз. деятель. Окончил Моск. ун-т со званием кандидата матем. наук (1858). Игре на виолончели учился у К. Ю. Шуберта и др. Концертировал с 14 лет. В 1860-62 проф. Лейпцигской консерватории, в 1862-82 солист оркестра Итальянской оперы в СПб., в 1862-87 проф. петерб.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869, СПб.), композитор. В СПб. с 1817. Получил домашнее (в т.ч. муз.) образование. Фп. игрой занимался с композитором и пианистом Ф. Шоберлехнером. Пению и теории музыки учился у тенора петерб. Нем. оперы Б. Л. Цейбиха.
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //

ДЕМУТОВ ТРАКТИР, Демута гостиница (наб. р. Мойки, 40 / Б. Конюшенная ул., 27), гостиница и ресторан. Открыт в 1760-х гг. выходцем из Франции Демутом. В 1796 Ф. Я. Демут (очевидно, сын основателя) возвел 3-этажное здание фасадом на Б. Конюшенную ул. и открыл первоклассную гостиницу.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ, между Владимирской пл. и Московским просп. Проложен в 1740-х гг. по проекту Комиссии о С.-Петерб. строении позади загородных дворов, отведенных в 1-й четв. 18 в. жителям вдоль р. Фонтанки (отсюда назв.). Со 2-й пол. 18 в. застраивался кам. домами. На З. п. находились здания казарм л.-гв. Семеновского полка (дома 46, 48, 50, перестроены), вблизи - Семеновский плац.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА, существовала в СПб. в 1733-1914 (с перерывами) как итал. муз. театр на итал. яз. и как итал. оперы, исполняемые рус. труппами на рус. яз. (с 1781 до наших дней). В 1-й пол. 18 в. И. о. была частью светских форм культа монарха.
Наука. Образование // Учебные заведения //

КОНСЕРВАТОРИЯ им. Н. А. Римского-Корсакова (Театральная пл., 3), старейшее в России высшее муз. уч. заведение. Осн. в 1861-62 Русским музыкальным обществом по инициативе А. Г. Рубинштейна (дир. в 1862-67 и 1887-91) как Муз. уч-ще на базе муз. классов, существовавших с 1860. С 1852 Рубинштейн добивался учреждения муз. уч. заведения, к-рое наравне с Академией художеств давало бы лицам разных сословий звание свободного художника.
Городское хозяйство // Общественное питание //

"КОНТАН", ресторан, открыт 25.8.1885 в здании гостиницы "Россия" (наб. р. Мойки, 58), находился в глубине двора, выходившего на Мойку. Назван по фам. владельца - А. С. Контана. "К." славился великолепной кухней и оркестром румынской музыки под управлением Ж. Гулеско. В "К." устраивались банкеты в честь худ. И. К. Айвазовского, К. Е. Маковского, комп. А. Г. Рубинштейна, певца Н. Н. Фигнера, скульп. П. П. Трубецкого, по случаю 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина (1899).
Общественная жизнь // Благотворительность //

МЕЦЕНАТСТВО, бескорыстное финанс. и др. участие в развитии культуры, науки, помощь ее деятелям и т. д. Начало М. в СПб. положено царем Петром I, к-рый собирал произведения иск-ва и разл. раритеты (на их основе в 1714 создан первый рос. публ. музей - Кунсткамера), содействовал обучению архитекторов, живописцев, мастеров и т. д. Худож. коллекции имели А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Я. В. Брюс и др. Одним из первых петерб.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

НАПРАВНИК Эдуард Францевич (1839-1916, П.), дирижер, композитор, муз. деятель. По происхождению чех. Учился в Праге в органной школе и у дир. консерватории И.-Ф. Киттля. В СПб. с 1861: по приглашению князя Н. Б. Юсупова в течение года был дирижером его домашнего оркестра. С 1863 в Мариинском театре (пианист, органист, репетитор хора, 2-й капельмейстер), с 1869 гл. капельмейстер рус. оперы.
Литература. Книжное дело // Издательства //

НОТОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. В 18 - 1-й пол. 19 в. печатные ноты были дороже переписанных от руки, первонач. их издавали по особым случаям, позднее - рассчитывая на огранич. круг любителей. Печатать ноты светской музыки в виде "подносных листов" или сборников пьес, посвященных имп. Анне Иоанновне, начала типография АН, в 1730 выпустившая кантату В. К. Тредиаковского.
1 2