Искусство // Музыка, театр //Эстрада, кабаре, варьете // Театры-кабаре (общая статья)


Театры-кабаре (общая статья)

ТЕАТРЫ-КАБАРЕ, широко распространились в СПб. с 1908, став значит. явлением жизни и иск-ва предрев. десятилетия. Создавались по образцу зап.-европ. Т.-к. с использованием нек-рых форм отеч. артистич. быта и досуга (напр., "капустников"). Возникнув как места встреч худож. интеллигенции, трансформировались в зрелищные пр-тия для широкой публики, являясь одной из форм Театров миниатюр. Сочетали функции клубного общения по интересам с показом новейших худож. экспериментов и реализацией жизнетворч. идей символизма, футуризма и др. течений, стремившихся утвердить новый стиль соц. поведения. В организации и деятельности Т.-к. участвовали ведущие совр. литераторы и мастера иск-ва. Первые Т.-к. открылись при петерб. Театр. клубе (Литейный просп., 42, Юсуповский особняк): "Лукоморье" (1908) под рук. В. Э. Мейерхольда при участии М. М. Фокина, художников "Мира искусства", актеров имп. сцены, К. Э. Гибшмана и др.; "Кривое зеркало" (1908-18, 1922-31; сезон 1923/24 в Москве) А. Р. Кугеля и З. В. Холмской, поддержанной группой литераторов, с реж. Р. А. Унгерном, Н. Н. Евреиновым, актерами Литературно-художественного общества театра и Комиссаржевской театра, худ. Ю. П. Анненковым, М. Н. Яковлевым, комп. И. А. Сацем, В. Г. Эренбергом и др. Программы Т.-к., скептич. и иронич. в своей основе, состояли из пародий, фельетонов, конферанса, комич. сцен, пантомим, миниатюр, вокальных и танц. номеров, включали импровизации, имитации, выступления гастролеров. Классич. образец - опера-пародия "Вампука, невеста африканская" в "Кривом зеркале" (1909), ставшая нарицат. понятием. Др. изв. петерб. Т.-к.: "Веселый театр для пожилых детей" Ф. Ф. Комиссаржевского и Евреинова (1909, в театре Комиссаржевской на Офицерской ул., 39), "Дом интермедий" Доктора Дапертутто (1910-11), "Бродячая собака" - клуб худож. Об-ва интимного театра, единств. некоммерч. пр-тие подобного типа (1912-15), его преемник - "Привал комедиантов" ("Звездочет") при Петрогр. худож. об-ве (1916-19), "Черный кот" В. Азова (псевд. В. А. Ашкинази, 1910) и "Пиковая дама" Ф. Н. Фальковского (1914-15, оба в Кононовском зале на наб. р. Мойки, 61), "Летучая мышь" А. С. Полонского (1914, на углу Садовой и Гороховой улиц), "Синяя птица" (1915, на углу Николаевской и Боровой улиц), "Би-ба-бо" с участием К. А. Марджанова (1917, в подвале "Пассажа") и др. Активными участниками кабаретного движения были Н. А. Тэффи, М. А. Кузмин, А. Т. Аверченко, Н. И. Кульбин, Н. В. Петров, поэты, художники, музыканты всех школ и направлений. Мн. худож. формы и методы, выработанные в Т.-к., прочно вошли в арсенал выразит. средств театр. и эстрадного иск-ва.
Лит.: Тихвинская Л. И. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917. М., 1995.
А. А. Кириллов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА