Наука. Образование // Музеи //

АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ МУЗЕЙ научно-исследовательский (Университетская наб., 17), старейший худож. музей России. Осн. И. И. Шуваловым в 1757 как собрание образцов для копирования учениками рисовального и скульпт. классов АХ. Первонач. коллекции музея состояли из произв. зап.-европ. живописи, собрания слепков, работ уч-ся АХ, удостоенных медалей и выполненных на звание академика или профессора. В 1862 музей получил в дар коллекцию графа Н. А. Кушелева-Безбородко.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Архитектура // Кладбища //

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА, старейший каменный храм-памятник СПб., входит в ансамбль Александро-Невской лавры. Построен в 1717-25 в стиле петровского барокко (арх. Д. Трезини, Х. Конрад и Т. Швертфегер), предназначался для погребения членов царской семьи и знатных сановников ("первый нац. Пантеон России").
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //

БОЛЬШОЙ КАСКАД, осн. сооружение в системе фонтанов и каскадов Петергофа, расположен на сев. склоне берегового уступа (глинта) перед Большим дворцом, обращен в сторону Нижнего парка. Сооружен в 1715-24 (арх. И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов), первонач. скульпт. убранство (позолоч. свинец) выполнили скульп. М. К. Растрелли, Ф. П. Вассу, Г. К. Оснер. Фонтан "Самсон", как пам. победе при Полтаве (в день св. Сампсония), открыт в 1735 (скульп.
Столица // Персоналия //

ГОЛИЦЫНЫ, княжеский род, Гедиминовичи, выделился в 16 в. С СПб. наиболее тесно связаны князь М. М. Голицын и его сын Александр Михайлович Г.(1718-1783, СПб.), ген.-фельдмаршал (1769), главнокоманд. в СПб. (1774-75 и 1780-83), гл. дир. Ревизион-коллегии (1778-83). Погребен в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры (пам. работы скульп. Ф. Г. Гордеева).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич (1744, Царское Село - 1810, СПб.), скульптор. Учился в АХ (1759-67) у Н. Ф. Жилле; в 1767-69 пенсионер АХ в Париже, в 1769-72 - в Риме. Акад. (1776), проф. (с 1782), ректор скульпт. отделения АХ (с 1802). Мастер монумент.-декорат. пластики. В раннем творчестве проявились черты барокко ("Прометей", бронза, 1769, ГРМ). Позднее тяготел к более строгим и уравновешенным пластич. решениям, характерным для классицизма.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

КАЗАНСКИЙ СОБОР, собор иконы Казанской Божией Матери (Казанская пл., 2), пам. архитектуры классицизма. В 1733-37 на этом месте выстроена кам. 3-придельная ц. Рождества Богородицы с высокой колокольней (арх. М. Г. Земцов), куда была торжественно перенесена икона Казанской Божией Матери (кон. 16 в.). В 1773 в этой церкви венчался цесаревич Павел Петрович; здесь отмечались мн. победы рос. армии. В кон. 18 в. храм получил статус собора.
Архитектура // Скульптура, монументы //
Столица // Геральдика, символы Петербурга, государственные награды //

"МЕДНЫЙ ВСАДНИК", образное назв. пам. имп. Петру I на пл. Декабристов (по одноим. поэме А. С. Пушкина, 1833). "М. в." - один из самых известных пам. рус. и мировой монументальной скульптуры, первый скульпт. пам. в России, открыт 7.8.1782. Для работы над ним имп. Екатерина II по рекомендации франц. философа Д. Дидро пригласила франц. скульп. Э. М. Фальконе.
Архитектура // Кладбища //
Архитектура // Скульптура, монументы //

НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ. В музейном Некрополе 18 века сохраняются литые чугунные надгробные плиты Т. А. Литвиновой, С. А. Апраксина, П. Ф. Балк-Полева, П. Н. Мельгунова и др. (1730-50-е гг.) с характерными текстами эпитафий в орнаментир. рамах с воинской арматурой и геральдич. знаками. В 1760-х гг. появились архит. надгробия (одно из первых изготовлено в Карраре: мраморная стела М. В. Ломоносова с рельефами, символизирующими науки и иск-ва).
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Зеленые пространства //Парки //

ПАВЛОВСК, дворцово-парковый ансамбль в г. Павловск, один из крупнейших в Европе (600 га) пейзажных парков. В 1777 находившаяся на этом месте усадьба подарена имп. Екатериной II сыну вел. князю Павлу Петровичу (отсюда назв.), по случаю рождения его первенца вел. князя Александра Павловича. В 1795-97 сооружена крепость "Бип" (арх. В. Бренна) и разбит парк "Мариенталь" на р. Тызьве.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ПРОКОФЬЕВ Иван Прокофьевич (1758, СПб. - 1828, там же), скульптор и рисовальщик. Учился в АХ (1764-79) у Н. Ф. Жилле и Ф. Г. Гордеева. Пенсионер АХ в Париже (1779-84), где работал под рук. П. Жюльена. С 1784 руководил скульпт. и медальерным классами в АХ (среди учеников - И. П. Витали, Ф. П. Толстой); акад. (1785). Один из основоположников классицизма в рус. скульптуре.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

СОКОЛОВ Павел Петрович (1764, СПб. - 1835, там же), скульптор. Учился в АХ (1770-85) у Ф. Г. Гордеева, пенсионер во Франции (1786-89), акад. (1813). Служил "мастером резного художества" при Гл. Адмиралтействе.
Архитектура // Скульптура, монументы //

СУВОРОВУ А. В. ПАМЯТНИК, сооружен по проекту скульп. М. И. Козловского, утвержденному имп. Павлом I в янв. 1800, еще при жизни полководца. Первонач. установлен в юж. части Марсова поля, на берегу р. Мойки, рядом с Михайловским замком, что имело символич. значение, как и детали скульптуры: жертвенник с рельефами Веры, Надежды и Любви, на к-ром помещены короны и папская тиара. Воин в кирасе и шлеме с перьями (парадная форма кавалергарда) - образ неколебимого защитника престола.
Наука. Образование // Персоналия //

УСПЕНСКИЙ Николай Викторович (1885-1947), музейный деятель. В 1920-х гг. учился в Высшем фототехн. ин-те, в 1926-32 науч. сотрудник Рус. музея. Активист об-ва "Старый Петербург". Основатель, первый дир. и хранитель "музея-некрополя" в Александро-Невской лавре (осн. в 1923, открыт в 1932, с 1939 Городской скульптуры музей), с 1939 зав. его мем. отделом.