НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ. В музейном Некрополе 18 века сохраняются литые чугунные надгробные плиты Т. А. Литвиновой, С. А. Апраксина, П. Ф. Балк-Полева, П. Н. Мельгунова и др. (1730-50-е гг.) с характерными текстами эпитафий в орнаментир. рамах с воинской арматурой и геральдич. знаками. В 1760-х гг. появились архит. надгробия (одно из первых изготовлено в Карраре: мраморная стела М. В. Ломоносова с рельефами, символизирующими науки и иск-ва). Преобладающей формой Н. п. оставалась плита из камня или металла, иногда помещаемая на прямоуг. саркофаг (золоченые медные оковки-плиты Шереметевых, 1780-е гг., мастер И. Праузенбергер; Лазаревская усыпальница). Для эпохи классицизма характерно многообразие архит. форм памятников: жертвенники, пилоны, обелиски, колонны, пирамиды. Важную роль играет скульпт. убранство. В рельефах и круглой скульптуре отражены символы добродетелей, славы, души, жизни, смерти. В архит. композицию включался портретный бюст или медальон. Тексты эпитафий раскрывали гражд. заслуги, сообщали о чинах и наградах. Часты стихотв. эпитафии назидат. содержания, подробные тексты сообщали о горе близких, осиротевшего семейства (что иллюстрировалось соответств. рельефами). Первый в СПб. образец "парадного" надгробия с символич. скульптурой создал Ф. Г. Гордеев (пам. князю А. М. Голицыну, 1788; Благовещенская усыпальница). В области мем. скульптуры работали М. И. Козловский, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский и др. мастера. Существовали многочисл. "монументные" мастерские, специализировавшиеся на Н. п. (Я. Земмельгак, А. Трискорни, Е. Тропин, А. Пермагоров и др.). Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в образной системе памятников преобладала религ. символика. На семейных участках богатых кладбищ СПб. ставились часовни-склепы (М. Н. Муравьева на Лазаревском кладб., 1868, арх. А. И. Резанов; А. Д. Вяльцевой на Никольском кладб., 1915, арх. Л. А. Ильин). В типологии памятников появились черты "рус. стиля" (надгробия М. П. Мусоргского, 1885, арх. И. С. Богомолов; В. В. Стасова, 1908, арх. И. П. Ропет). Широкое распространение получил мем. портрет (В. А. Каратыгин, 1854, скульп. А. И. Теребенев; Ф. М. Достоевский, 1883, скульп. Н. А. Лаверецкий; Г. И. Успенский, 1904-06, скульп. Л. В. Шервуд). В 20 в. образный строй надгробий сводился к минимуму. Преобладала форма стелы с портретом, эпитафии немногословны, изобразит. ряд включал эмблемы, связанные с родом занятий. В офиц. надгробиях сов. времени подчеркнуто отсутствовала сакральная символика. Нек-рые скульпт. портреты привлекают острой формой, психологизмом (Н. К. Черкасов, 1973, скульп. М. К. Аникушин - в Некрополе мастеров иск-в; И. А. Орбели, 1963; Е. А. Мравинский, 1990, скульп. Л. К. Лазарев - на Богословском кладб.). Для рядовых надгробий типичны бетон. раковины, на к-рых ставились кресты даже в сов. годы. Лит.: Пирютко Ю. М. Надгробные памятники: стиль, мастера, заказчики // Исторические кладбища Петербурга: Справ.-путеводитель. СПб., 1993. С. 60-95. Ю. М. Пирютко.
|