"МЕДНЫЙ ВСАДНИК", образное назв. пам. имп. Петру I на пл. Декабристов (по одноим. поэме А. С. Пушкина, 1833). "М. в." - один из самых известных пам. рус. и мировой монументальной скульптуры, первый скульпт. пам. в России, открыт 7.8.1782. Для работы над ним имп. Екатерина II по рекомендации франц. философа Д. Дидро пригласила франц. скульп. Э. М. Фальконе. Мастер создал программу монумента "творцу, законодателю, благодетелю своей страны", согласно к-рой лаконич. форма приобрела необычайно емкий внутр. смысл. По признанию автора, ему не давалось лицо Петра, к-рое вылепила его ученица М. А. Колло. Силуэт коня, вздыбленного властной рукой всадника, подчеркнут абрисом постамента, напоминающего взметнувшуюся волну (см. "Гром-камень"). Отливка бронз. скульптуры осуществлена мастером Е. М. Хайловым в 1774-78 в мастерской Фальконе на Б. Морской ул. В 1778 ваятель покинул СПб., работы завершали арх. Ю. М. Фельтен и скульп. Ф. М. Гордеев. Высота пам. 10,4 м. Простое одеяние Петра напоминает рус. нац. одежду; лавровый венок - символ славы; медвежья шкура на крупе коня - сила; змея под копытами - попираемое зло. Надпись на постаменте на лат. и рус. языках: "Петру Первому Екатерина
Вторая" символизирует преемственность монархов. Идеальное соотношение динамич. и статич. элементов дает одноврем. ощущение величавости и стремительного движения. В трактовке Пушкина памятник приобрел космич. звучание: "О, мощный властелин судьбы, / не так ли ты над самой бездной, / на высоте, рукой железной / Россию поднял на дыбы?" "М. в." отражен во мн. произведениях рус. лит-ры: от "надписей к монументу" В. Г. Рубана (1780-е гг.) до апокалиптич. видений Ф. М. Достоевского ("Подросток"), А. Белого ("Петербург"), В. В. Маяковского ("Последняя петерб. сказка"), а также в илл. худ. А. Н. Бенуа к "Медному всаднику" Пушкина (1905).
Лит.: Аркин Д. Е. Медный всадник: Памятник Петру I в Ленинграде. М.; Л.,1958; Каганович А. Л. "Медный всадник": История создания монумента. 2-е изд., доп. Л., 1982.
Ю. М. Пирютко.