1 2
Архитектура // Мосты //

АНИЧКОВ МОСТ (в 1739 Невский), через р. Фонтанку, на Невском просп. Первый дерев. мост построен здесь в 1715 под рук. М. О. Аничкова (отсюда назв.), в 1721 сделан подъемным (мастер X. ван Болес), в 1749 перестроен (арх. С. Волков) и декорирован под гранит. Ок. 1783-85 перестроен в камне по типовому проекту (см. в ст. Белинского мост), в 1841 реконструирован (инж.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

БЕГГРОВ Александр Карлович (1841, СПБ. - 1914, там же), живописец. Сын К. П. Беггрова. Воспитывался в Инж. и Арт. уч-щах (1853-63). Учился в АХ у М. К. Клодта (1873, акад. с 1899, поч. ч. АХ с 1912) и в Париже у А. П. Боголюбова и Л. Ж. Ф. Бонна (1871-74). Служил офицером на фрегате "Светлана", позже состоял художником Мор. мин-ва. Участвовал в неск. кругосветных экспедициях. Писал в осн. мор. пейзажи и виды портовых городов.
Наука. Образование // Музеи //

ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ МУЗЕЙ Государственный (ГМГС) (Невский просп., 179/2), организован в 1939 с целью музейного учета, охраны и реставрации выдающихся памятников, монументально-декорат. сооружений и худож. надгробий. В ведении ГМГС - св. 400 гор. памятников, 1500 мемориальных досок (2002).
Наука. Образование // Учебные заведения //

ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ С.-Петерб. гос. академич. им. И. Е. Репина (Университетская наб., 17), старейшее худож. высшее уч. заведение России.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР (Исаакиевская пл., 1), пам. архитектуры позднего классицизма, самый большой храм СПб. Первый дерев. храм, стоявший примерно на месте "Медного всадника", освящен в 1707 в честь преподобного Исаакия Далматского, чья память (30 мая ст. ст.) приходится на день рождения Петра I. В 1712-22 на его месте сооружен кам. храм (арх. Г. И. Маттарнови) в стиле "петровского барокко", отделка к-рого завершилась в 1727. Гл. иконостас вырезал И. П. Зарудный.
Архитектура // Персоналия //
Экономика // Персоналия //

КЛАРК (Clark) Матвей Егорович (Метью) (1776-1846), инж.-металлург, обер-егермейстер. Выходец из Шотландии. С 1824 смотритель С.-Петерб. чугунолитейного з-да (ныне "Кировский з-д"). В 1826-42 дир. Александровского литейного з-да (ныне "Пролетарский з-д"). Под рук. К. изготовлены Колесница Славы, установленная на арке здания Гл. штаба (скульп. В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов, 1829), конные группы на фронтоне Александринского театра (скульп.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

КЛОДТ (Клодт фон Юргенсбург) Петр Карлович (1805, СПб. - 1867), барон, скульптор, литейщик.
Литература. Книжное дело // Персоналия //
Печать. СМИ // Персоналия //

КРЫЛОВ Иван Андреевич (1769, по др. данным, 1766 или 1768 - 1844, СПб.), баснописец, драматург, журналист, д. ч. Рос. академии, акад. Петерб. АН (1841), поч. ч. Петерб. ун-та (1829), статский советник (1830). В СПб. жил в 1782-94(?) и 1806-44. Служил в 1783-87 в Казенной палате, в 1787-88 в Горной экспедиции, в 1808-10 в Монетном деп-те, в 1812-41 в Имп. Публ. б-ке (ныне РНБ, пл. Островского, 1; мем. доска).
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Зеленые пространства //Сады //

ЛЕТНИЙ САД (Дворцовая наб.), памятник садово-паркового иск-ва 18-19 вв. Старейший гор. сад (пл. 11,7 га) в центр. части СПб., на левом берегу Невы, на о-ве, образуемом рр. Фонтанкой и Мойкой и Лебяжьим кан. Заложен в 1704 по повелению и первонач. плану Петра I у его летней дерев. резиденции (1703). Разбивать Л. с. начали при стр-ве кам. Летнего дворца Петра I (1712), завершив в 1725.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

МИЛЛИОННАЯ УЛИЦА [до 1738 Немецкая слобода, до сер. 18 в. Б. Немецкая ул., в 1740-1800-х гг. Б. Миллионная ул., в 1918-91 ул. Халтурина, в память рабочего-революционера С. Н. Халтурина (1856-1882)], между Дворцовой пл. и Лебяжьим кан. Первоначально застраивалась мазанковыми и дерев., с 1717 - кам. домами: П. И. Мошкова (д. 21, в 1830-х гг. перестроен, арх. И. И. Шарлемань), князя Д. Кантемира (д. 7, арх. Ф. Б. Растрелли, перестроен: в 1800-х гг., арх. Л. Руска, в 1875, арх. К. К.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ (Миллионная ул., 5/1), пам. архитектуры раннего классицизма. Построен в 1768-85 (арх. А. Ринальди) для графа Г. Г. Орлова, фаворита имп. Екатерины II. Гл. фасад монументального здания выходит во двор, облицован, как и др. фасады, разными сортами мрамора (отсюда назв.) и имеет сложную декорат. обработку. Кованой решеткой М. д. соединен со Служебным корпусом (1780-88, арх. П. Е. Егоров). В оформлении интерьеров участвовали: лепщик А. Бернаскони, скульп.
Архитектура // Скульптура, монументы //

НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА, сооружены в память Отеч. войны 1812 на Нарвской пл. (ныне пл. Стачек) в 1827-34 (арх. В. П. Стасов) взамен старых дерев. ворот (1814, арх. Дж. Кваренги, скульп. И. И. Теребенев), стоявших у гор. заставы, ближе к Обводному кан. Решены в виде однопролетной арки с 12 колоннами коринфского ордера, завершенной аттиком со скульпт. композицией колесницы Славы (скульп. П. К. Клодт - шестерка коней, С. С. Пименов - фигура Славы).
Архитектура // Кладбища //
Наука. Образование // Музеи //

НЕКРОПОЛЬ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ (в 1823-76 Новое Лазаревское кладбище, в 1876-1937 Тихвинское кладбище), музейный парк-некрополь, с 1937 в составе Городской скульптуры музея. Пл. 1,2 га. Кладбище создано в 1823, названо по соседнему Лазаревскому кладб. (см. Некрополь 18 века), 2-е назв. - по ц. Тихвинской иконы Божией Матери (1869-73, арх. Н. П. Гребенка; полностью перестроена в 1930-х гг., ныне выставочный зал Музея гор. скульптуры). Входит в состав некрополей Александро-Невской лавры.
Архитектура // Скульптура, монументы //

НИКОЛАЮ I ПАМЯТНИК, произведение монументального иск-ва эпохи историцизма, образец необарокко. Открыт 25.6.1859 на Исаакиевской пл. Проект А. А. Монферрана утвержден в мае 1856. В создании монумента участвовали арх. Н. Е. Ефимов, А. А. Пуаро, М. Г. Евреинов. Многоярусный пъедестал сложен из 118 блоков финляндского и сердобольского гранита, шокшинского порфира и белого итал. мрамора. Конное изваяние (имеет всего 2 точки опоры) отлито из бронзы автором модели, П. К. Клодтом.
Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки //

ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ (ОПХ) (до 1882 - Общество поощрения художников, в 1882-1917 Имп. ОПХ, с 1917 Всерос. ОПХ), осн. в 1820 меценатами князем И. А. Гагариным, А. И. Дмитриевым-Мамоновым, П. А. Кикиным и др. с целью содействия развитию изящных иск-в в России, распространения худож. познаний и оказания материальной помощи художникам. Находилось под покровительством императора. К-т ОПХ возглавляли члены имп. фамилии.
1 2