1 2
Архитектура // Персоналия //

БАЗЕН (Bazaine) Петр Петрович (Пьер Доминик) (1786-1838), инженер-строитель, механик, математик, педагог, ч.-к. (1817) и поч. ч. (1827) Петерб. АН, ген.-лейтенант (1830). Выходец из Франции. С 1810 на рос. службе. В 1815-20 проф. Ин-та корпуса инженеров путей сообщения, в 1824-34 его дир. С 1816 чл., в 1824-34 пред. Комитета для строений и гидравлических работ. Автор ок. 30 проектов мостов в СПб. и пригородах (б. ч. осуществлена), набережных, эллингов, гаваней, шоссе и др. объектов.
Архитектура // Мосты //

БУМАЖНЫЙ МОСТ, через Бумажный кан., по Лифляндской ул. Дерев. мост здесь построен до 1795, в 1823 перестроен (инж. А. А. Бетанкур, Б. Клапейрон, П. П. Базен) в дерев. арочный 1-пролетный, в 1862 - в 3-пролетный с центр. 2-подкосным и боковыми балочными пролетными строениями. В 1949 дерев. пролетные строения заменены металлическими (инж. А. Д. Саперштейн, П. М. Блохин). В 1962-63 Б. м. перестроен в балочный 3-пролетный с качающимися стойками (инж. Е. А. Болтунова, арх. Л. А. Носков).
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

ВОСКРЕСЕНСКИЙ КАНАЛ (Инженерная канавка), прорыт при стр-ве Михайловского замка в 1797-1800 вдоль его юж. фасада. Имел исток из р. Фонтанки, соединялся с прудами Михайловского сада и далее по кирпичной трубе впадал в р. Мойку. Дл. 210 м, шир. 16-20 м, глубина до 8 м. Был судоходен, составлял единую систему с засыпанными в 1823 Церковным кан. (по створу совр.
Архитектура // Мосты //

ДВОРЦОВЫЙ МОСТ (в 1918-52 Республиканский, в честь Сов. республики), через Б. Неву, соединяет Дворцовый проезд. с Биржевой пл. Назван по Зимнему дворцу. Проект наплавного Д. м. ок. 1828 создал инж. П. П. Базен. В 1856-1912 здесь наводился Исаакиевский мост. В 1879 на нем установили эксперим. электрич. фонари П. Н. Яблочкова. Пост. Д. м. (без архит. оформления) построен в 1912-16 (инж. А. П. Пшеницкий и Об-во Коломенских з-дов).
Архитектура // Мосты //

ДЕМИДОВ МОСТ, через кан. Грибоедова, по трассе пер. Гривцова (быв. Демидов пер. - отсюда назв.). К 1776 здесь существовал дерев. свайный мост. В 1834-35 перестроен (инж. E. А. Адам, при участии П. П. Базена). Пролет перекрыт косым чугунным тюбинговым сводом, опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1954-55 восстановлены торшеры с фонарями, чугунные решетки тонкого рисунка (арх. А. Л. Ротач). В 1999 произведен капремонт (инж.
Архитектура // Мосты //

ЕЛАГИНЫ МОСТЫ, три моста на Елагином острове с пролетными строениями из металлич. балок на бетон. устоях и дерево-металлич. рамных быках. 1-й и 2-й Е. м. - через Ср. Невку, соединяют Елагин и Крестовский о-ва, 3-й - через Б. Невку, соединяет Елагин о. с Приморским просп. На месте 1-го Е. м. с 1817 был наплавной мост, ок. 1831 замененный 9-пролетным дерев. ригельно-подкосным [инж. А. И. Мальте, П. П. Базен (?)]. В 1908 смонтирован 2-крылый разводной пролет.
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //

ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, гидротехн. комплекс, возводимый на границе Невской губы и Финского зал. для предотвращения нагонных наводнений. Первые проекты защиты СПб. от наводнений относятся к 18 в.: в проектах планировки СПб. арх. Д. Трезини и Ж. Б. Валлен-Деламота предусматривалась подсыпка грунтом терр. Васильевского и Городского о-вов до отметки 3,2 м над ординаром.
Архитектура // Мосты //

ИНЖЕНЕРНЫЕ МОСТЫ, два моста в р-не Инженерного (Михайловского) замка (отсюда назв.). 1-й И. м. (быв. Летний) через р. Мойку, по наб. р. Фонтанки, между замком и Летним садом (отсюда прежнее назв.). Здесь в 1720-50-х гг. существовали дерев. мост-акведук и пешеходный мост, а в 1760-х гг. сооружен новый дерев. мост. В 1824-25 на его месте построен чугунный мост (инж. П. П. Базен, Б. Клапейрон) из облегченных тюбингов с овальными отверстиями в днищах и стенках.
Архитектура // Мосты //

ИСААКИЕВСКИЙ МОСТ, первый наплавной мост через Б. Неву, находился напротив совр. пл. Декабристов, соединял Адмиралтейский о. с Васильевским о. Впервые наведен на барках в 1727. С 1732 наводился ежегодно (в 1856-1912 на месте совр. Дворцового моста). В 1819-21 переустроен на понтонный с пролетными строениями подкосной системы (инж. А. А. Бетанкур, В. К. Треттер); устои бутовой кладки с гранитной облицовкой и закругленными лестницами. И. м. сгорел в апр. 1916.
Архитектура // Мосты //

КАЗАЧИЙ МОСТ, через р. Монастырку, на правой наб. Обводного кан. (назв. от соседних казарм л.-гв. Казачьего полка). Сооружен в 1833 (инж. П. П. Базен) как дерев. 4-пролетный ригельно-подкосный на устоях из бутового камня и быках в виде чугун. колонн. В 1880 перестроен в дерев. балочно-подкосный, в 1934 уложены металлич. балки. Совр. К. м. построен в 1963-65 (инж. А. А. Соколов, арх. Л. А. Носков).
Архитектура // Мосты //

КАЛИНКИНЫ МОСТЫ (Калинкинские мосты), три моста в р-не существовавшей в 17-19 вв. в низовьях р. Фонтанки фин. д. Калыола, или Каллина (на рус. лад - Калинкина). Мало-К. м. через кан. Грибоедова на наб. р. Фонтанки, построен ок. 1783 (инж. И. Н. Борисов) как дерев. 3-пролетный (центр. разводной пролет заменен во 2-й пол. 19 в.), опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1907-08 расширен, дерев. балки заменены металлическими. В 1952 и 1970 восстановлены торшеры с фонарями (арх.
Архитектура // Мосты //

КАМЕННООСТРОВСКИЙ МОСТ (в просторечии Бетанкуровский), через р. М. Невку, соединяет Аптекарский и Каменный о-ва по трассе Каменноостровского просп. В 1760 здесь был наведен 4-й в СПб. плашкоутный мост (арх. А. Вист). В 1812-13 возведен 1-й в России дерев. арочный мост (инж. А. А. Бетанкур). Имел 7 пролетов, в 1833 капитально отремонтирован (инж. П. П. Базен) с сохранением конструкций и укреплением свайных опор чугунными муфтами (работа ниже горизонта воды шла в спец. кожаных мешках).
Архитектура // Градостроительство //Архитектурно-планировочные организации и учреждения //

КОМИТЕТ ДЛЯ СТРОЕНИЙ И ГИДРАВЛИЧЕСКИХ РАБОТ, гос. учреждение, создано в мае 1816 по инициативе А. А. Бетанкура для рассмотрения проектов застройки, планировки и благоустройства СПб. К-т возглавляли: Бетанкур (до 1824), П. П. Базен (до 1834), А. Д. Готман. В его состав входили арх. К. И. Росси, В. П. Стасов, А. А. Михайлов, А. П. Брюллов, В. И. Беретти, А. К. Модюи, В. К. Треттер и др. В период работы к-та созданы наиболее значит. архит. ансамбли центра столицы.
Архитектура // Мосты //

КРЕСТОВСКИЕ МОСТЫ, два моста на Крестовском о. Мало-К. м., через р. Крестовку, по просп. Динамо, соединяет этот остров с Каменным о. Ок. 1817 здесь был наведен наплавной плашкоутный мост, ок. 1826-27 сооружен дерев. 5-пролетный ригельно-подкосный (инж. П. П. Базен). В 1940-41 перестроен в 3-пролетный, с металлич. балками на дерев. опорах. В 1961-62 сооружен новый мост (инж.
Архитектура // Мосты //

ЛЕБЯЖЬИ МОСТЫ, два моста через Лебяжий канал. Нижне-Л. м. (быв. 1-й Царицынский, по Царицыну лугу, см. Марсово поле), по наб. р. Мойки. Сооружен между 1720-33 как дерев. подъемный мост (мастер X. ван Болес); к 1760-м гг. заменен балочным. Новый мост построен в 1835-37 (инж. П. П. Базен, А. Д. Готман, А. И. Ремизов), имел лучковый пологий гранитно-кирп. свод с прокладными рядами из известняковых плит, гранитные арки по фасадам и чугунные перила оригинального рисунка.
1 2