Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //

АДМИРАЛТЕЙСТВО, в 18-19 вв. - место стр-ва и ремонта воен. кораблей, имеющее необходимые сооружения (верфи, стапели, эллинги, склады, мастерские и пр.). В СПб. в 18 - нач. 19 вв. действовали т. н. Новое А., А. на Галерном острове, А. и верфь в р-не Галерной гавани. Наиболее известно Главное А. (ныне Адмиралтейский просп., 1), основанное 5.11.1704 на левом берегу Б. Невы по проекту царя Петра I. Общее руководство стр-вом осуществлял А. Д. Меншиков.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ВОЙНЕ 1812-14 ПАМЯТНИКИ, мем. сооружения в честь побед рос. армии в Отеч. войне 1812 и в кампаниях 1813-14 против имп. Наполеона I на терр. Европы, завершившихся вступлением союзных войск в Париж 19.3.1814. Проекты врем. триумфальных ворот для встречи возвращавшихся на родину войск гвардии разработаны арх. В. П. Стасовым и Дж. Кваренги (последний принят к осуществлению).
Архитектура // Скульптура, монументы //

ДЕКОРАТИВНО-МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА. Иск-во монументальной скульптуры ведет историю со времени Петра I, первые его образцы появились в СПб. (Летний сад, пригородные резиденции). Эти произв., выполненные итал., голл., нем. мастерами, носили преим. дидактич. характер, изображали античные божества, олицетворения природных стихий, добродетелей, пороков, темпераментов. Монументальные рельефы: Петровские ворота (скульп. К. Оснер); фасады Летнего дворца (скульп.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

МАЛЬТИЙСКАЯ КАПЕЛЛА, католич. ц. св. Иоанна Крестителя (Садовая ул., 26), пам. архитектуры классицизма. Сооружена в 1797-1800 (арх. Дж. Кваренги) для нужд рыцарей-католиков Мальтийского ордена, пристроена к юж. фасаду быв. Воронцовского дворца, вмещала 1 тыс. чел. Строгий фасад храма оформлен портиком коринфского ордера, интерьер украшен пышной лепниной и декорат. росписью.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

МИЛЛИОННАЯ УЛИЦА [до 1738 Немецкая слобода, до сер. 18 в. Б. Немецкая ул., в 1740-1800-х гг. Б. Миллионная ул., в 1918-91 ул. Халтурина, в память рабочего-революционера С. Н. Халтурина (1856-1882)], между Дворцовой пл. и Лебяжьим кан. Первоначально застраивалась мазанковыми и дерев., с 1717 - кам. домами: П. И. Мошкова (д. 21, в 1830-х гг. перестроен, арх. И. И. Шарлемань), князя Д. Кантемира (д. 7, арх. Ф. Б. Растрелли, перестроен: в 1800-х гг., арх. Л. Руска, в 1875, арх. К. К.
Архитектура // Кладбища //
Архитектура // Скульптура, монументы //

НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ. В музейном Некрополе 18 века сохраняются литые чугунные надгробные плиты Т. А. Литвиновой, С. А. Апраксина, П. Ф. Балк-Полева, П. Н. Мельгунова и др. (1730-50-е гг.) с характерными текстами эпитафий в орнаментир. рамах с воинской арматурой и геральдич. знаками. В 1760-х гг. появились архит. надгробия (одно из первых изготовлено в Карраре: мраморная стела М. В. Ломоносова с рельефами, символизирующими науки и иск-ва).
Архитектура // Скульптура, монументы //

НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА, сооружены в память Отеч. войны 1812 на Нарвской пл. (ныне пл. Стачек) в 1827-34 (арх. В. П. Стасов) взамен старых дерев. ворот (1814, арх. Дж. Кваренги, скульп. И. И. Теребенев), стоявших у гор. заставы, ближе к Обводному кан. Решены в виде однопролетной арки с 12 колоннами коринфского ордера, завершенной аттиком со скульпт. композицией колесницы Славы (скульп. П. К. Клодт - шестерка коней, С. С. Пименов - фигура Славы).
Городское хозяйство // Пожарная охрана //
История города // 1801 - 1917 //

ПОЖАР ЗИМНЕГО ДВОРЦА 1837, возник вечером 17.12.1837 из-за неисправности печной трубы, проходившей между хорами и дерев. сводом зала Петра Великого. Длился св. 30 ч, в результате полностью выгорели 2-й и 3-й этажи дворца. С пожаром боролись 2 роты дворцовых пожарных, гор. пожарные команды, рота дворцовых гренадер, части гвардии (всего до 6 тыс. чел.).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ТЕРЕБЕНЕВЫ, скульпторы, отец и сын. Иван Иванович Т. (1780, СПб. - 1815, там же). Учился в АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Автор произведений монументально-декорат. пластики, в к-рых в характерной для позднего рус. классицизма аллегорич. форме воплотил патриотич. идеи: барельефный фриз "Восстановление флота в России", рельефы "Летящие Славы" на центр. башне Гл. Адмиралтейства (1812-13).