Наука. Образование // Учебные заведения //

ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ С.-Петерб. гос. академич. им. И. Е. Репина (Университетская наб., 17), старейшее худож. высшее уч. заведение России.
Архитектура // Архитектурные стили //

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в иск-ве и архитектуре, в основе к-рого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры К. характерны строго геометрич. форма объемов, симметрия, архит. ордер как осн. мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархич. соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

МАЛЫЙ ПРОСПЕКТ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА [в 1730-70-х гг. 3-я Проспективая ул., в 1780-1800-х гг. М. Проспектива, в 1939-44 просп. Железнякова, в честь участника Окт. рев-ции и Гражд. войны А. Г. Железнякова (1895-1919)], между наб. Макарова и Наличной ул. Проложен в 1720-х гг. Участок от Детской ул. до Наличной ул. (быв. Наличный пер.) присоединен в 1972.
Общественная жизнь // Благотворительность //

МЕЦЕНАТСТВО, бескорыстное финанс. и др. участие в развитии культуры, науки, помощь ее деятелям и т. д. Начало М. в СПб. положено царем Петром I, к-рый собирал произведения иск-ва и разл. раритеты (на их основе в 1714 создан первый рос. публ. музей - Кунсткамера), содействовал обучению архитекторов, живописцев, мастеров и т. д. Худож. коллекции имели А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Я. В. Брюс и др. Одним из первых петерб.
Топография города // Зеленые пространства //Сады //

МИХАЙЛОВСКИЙ САД, памятник садово-паркового иск-ва 1-й трети 19 в. Гор. сад (пл. 8,7 га) на терр., ограниченной Михайловским дворцом, набережными кан. Грибоедова и р. Мойки и Садовой ул. Происходит от сада, устроенного в 1713 на юж. берегу Мойки вокруг дерев. Летнего дворца имп. Екатерины I. В 1743-45 при стр-ве Летнего дворца имп. Елизаветы Петровны на этом месте разбит новый сад регулярной планировки (т. н. Третий Летний сад) с фигурными прудами, боскетами, павильонами и проч. (арх.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ (Миллионная ул., 5/1), пам. архитектуры раннего классицизма. Построен в 1768-85 (арх. А. Ринальди) для графа Г. Г. Орлова, фаворита имп. Екатерины II. Гл. фасад монументального здания выходит во двор, облицован, как и др. фасады, разными сортами мрамора (отсюда назв.) и имеет сложную декорат. обработку. Кованой решеткой М. д. соединен со Служебным корпусом (1780-88, арх. П. Е. Егоров). В оформлении интерьеров участвовали: лепщик А. Бернаскони, скульп.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ТРОИЦКИЙ СОБОР Александро-Невской лавры (наб. р. Монастырки, 1), пам. архитектуры зрелого классицизма. Находится в центре ансамбля лавры, между Духовским и Феодоровским корпусами. Это местоположение определено на проекте Д. Трезини. Первая кам. церковь сооружена в 1722-30 (арх. Т. Швертфегер), но в 1753-55 она, не будучи освящена, разобрана. В 1778-90 выстроен монументальный однопрестольный храм, оформленный большим куполом, тосканским портиком и двумя башнями-звонницами (арх.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ШУБИН (до 1761 Шубной) Федот Иванович (1740-1805, СПб.), скульптор. С 1759 жил в СПб. В 1761-67 учился в АХ; пенсионер АХ в Париже (1767-70) и Риме (1770-72). Акад. (1774), проф. АХ (1794). Творчески переработав пластич. идеи франц. рококо и рус. классицизма, выработал собств. стиль портретного бюста, положив в его основу аналитич. подход к натуре, раскрывающий сложный внутр. мир портретируемого. Работал преим. в мраморе, достигая тончайших живописных эффектов фактуры.