Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836-1910, СПб.), композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель. Учился на матем. ф-те Казанского ун-та. В СПб. с 1855, в 1856 дебютировал как комп. и пианист в Университетских концертах. В 1856-62 завязал отношения с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, В. В. Стасовым, стал лидером этого кружка, изв. под назв. "Балакиревский кружок", "Новая рус. муз. Школа", "Могучая кучка".
Наука. Образование // Учебные заведения //

БЕСПЛАТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА, организована М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным как вечерняя школа хорового (прежде всего, церк.) пения для взрослых "всех сословий обоего полу" и как концертная орг-ция для пропаганды произв. Новой рус. школы. Существовала в 1862-1917.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869, СПб.), композитор. В СПб. с 1817. Получил домашнее (в т.ч. муз.) образование. Фп. игрой занимался с композитором и пианистом Ф. Шоберлехнером. Пению и теории музыки учился у тенора петерб. Нем. оперы Б. Л. Цейбиха.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881, СПб.), композитор. В СПб. с 1849, учился в Петершуле, в 1852-56 в Школе гв. подпрапрапорщиков и кав. юнкеров (ныне Лермонтовский просп. 54), по окончании зачислен в л.-гв. Преображенский полк (вышел в отставку в 1858). В 1856-57 познакомился и сблизился с А. П. Бородиным, М. А. Балакиревым (брал у него уроки композиции), вошел в "Могучую кучку".
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ПАТТИ (Patti) Аделина (1845-1919), итал. певица (сопрано). В 1859 дебютировала на оперной сцене. Обладала особым, ровным во всех регистрах "металлич." тембром голоса и безупречной вокальной техникой. В 1869-77 выступала в СПб. в составе Казенной итал. оперы. Лучшие партии в операх "Севильский цирюльник" Дж. Россини, "Лючия де Ламмермур" и "Любовный напиток" Г. Доницетти, "Сомнамбула" В. Беллини. Петерб. публика разделилась на восторж. поклонников и противников певицы.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. М. П. Мусоргского. Открыт в 1918 в здании Михайловского театра (пл. Искусств, 1; 1833, арх. А. П. Брюллов, перестроен в 1859, арх. А. К. Кавос). Многократно менял наименования: c 1919 Гос. акад. театр комич. оперы, с 1921 Малый петрогр. акад. театр, с 1926 Гос. акад. Малый оперный театр (Малегот), с 1964 Гос. акад. Малый театр оперы и балета, с 1989 совр. назв., в 1989 театру присвоено имя М. П. Мусоргского.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ФИНДЕЙЗЕН Николай Федорович (1868, СПб. - 1928), муз. критик, историк рус. музыки, муз. деятель. Окончил Коммерч. уч-ще, брал уроки муз. композиции у Н. А. Соколова (1890-92). Общался с молодежью из окружения В. В. Стасова, Н. А. Римского-Корсакова, разделял их взгляды на нар.-национальное в рус. иск-ве.
Топография города // Водоемы и водотоки //Реки //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

ФОНТАНКА (до 1712-14 Безымянный ерик), река, протока в дельте Невы, пересекает центр. часть города. Вытекает из Невы слева, у Летнего сада, и впадает в Б. Неву к С. от Гутуевского о. Назв. получила в связи с устройством фонтанов Летнего сада. До сер. 18 в. была юж. границей города. Берега застраивались усадьбами, первой из них стал Летний дворец царя Петра I (см. Летние дворцы). В 1780-89 сооружены гранитные набережные, спуски и подъезды к реке (арх.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840-1893, СПб.), композитор, дирижер, педагог, муз. писатель. Дир. Моск. отделения Русского музыкального общества (1885), чл. парижской Академии изящных иск-в, поч. д-р Кембриджского ун-та. Жил в СПб. в 1850-66. Окончил Уч-ще правоведения (1859) и Консерваторию (1865) у А. Г. Рубинштейна. В 1859-63 служил в деп-те Мин-ва юстиции (М. Садовая ул., 3-5). Дебютировал как композитор и дирижер осенью 1865.