ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869, СПб.), композитор. В СПб. с 1817. Получил домашнее (в т.ч. муз.) образование. Фп. игрой занимался с композитором и пианистом Ф. Шоберлехнером. Пению и теории музыки учился у тенора петерб. Нем. оперы Б. Л. Цейбиха. В 1830 уже известен в столичном обществе как "сильный пианист", играл на скрипке и альте, пел собств. романсы, участвовал в любит. концертах, издавал свои соч. В 1833 познакомился и коротко сошелся с М. И. Глинкой, чей пример заставил Д. заняться "композиторскими науками" и сочинением опер. "Эсмеральда" (либретто В. Гюго, написана в 1837-41) и "Русалка" (либретто Д. по драм. поэме А. С. Пушкина, 1843-55), поставленные Имп. рус. оперой (1851 и 1856), приняты холодно и быстро сошли со сцены. Только возобновление "Русалки" в 1865 по настоянию Ю. Ф. Платоновой принесло Д. "невероятный, загадочный успех". К этому времени авторитет Д. (б. ч. жизни пользовавшегося репутацией салонного завсегдатая, одного из бесчисл. сочинителей романсов) в петерб. муз. мире существенно вырос. С сер. 1850-х гг. с ним сблизились А. Н. Серов, М. А.
Балакирев и взраставшая под его крылом "маленькая, но могучая кучка", первой откликнувшаяся на новаторство Д.-композитора. В 1867 А. Г. Рубинштейн попросил его стать дир. Петерб. отделения Русского музыкального общества. Одноврем. с М. П. Мусоргским ("Женитьба") в 1868 Д. задумал декламационную оперу на основе полного текста драм. соч. "Каменный гость" по "маленькой трагедии" А. С. Пушкина (не завершена). По завещанию Д., опера окончена Н. А. Римским-Корсаковым и Ц. А. Кюи. Поставленный в Мариинском театре (1872) "Каменный гость" был принят холодно, показался слишком сухим и сложным. При жизни публика ценила Д. за его романсы. Их обаяние, утонч. "интонац. реализм", к-рым дышат в музыке Д. стихи его современников - Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, поэтов-"искровцев" - донесли до нас мелодию петерб. речи 19 в., нюансы и подтексты ее эмоц. ауры. Д. бывал во всех петерб. муз. салонах, с 1840 и до конца жизни (с перерывами) устраивал собств. муз. четверги (на Московском просп., 13, с 1843 в доме А. К. Есакова на Моховой ул., 30). Принимал участие в разных формах музицирования. Напр., для традиц. дачного увеселения - "муз. катания" на лодках по Черной речке и М. Невке к Островам - написал цикл вокальных ансамблей "Петерб. серенады".
С 1843 жил на Моховой ул., 30, где и скончался. Погребен в Некрополе мастеров иск-в.
Лит.: А. С. Даргомыжский (1813-1869): Автобиография. Письма. Воспоминания современников / Ред. и примечания Н. Финдейзена. 2-е изд. Пб., 1922; Тарасов Л. М. Даргомыжский в Петербурге. Л., 1988.
А. Л. Порфирьева.