1 2 3
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ (Невский просп., 39), пам. архитектуры барокко. Построен в 1741-54 (арх. М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев, Ф. Растрелли) близ Аничкова моста (отсюда назв.). Парадный фасад обращен к р. Фонтанка, от к-рой к дворцу шел канал с гаванью. Первым владельцем А. д. и усадьбы при нем был граф А. Г. Разумовский (см. Разумовские); в 1776 дворец подарен князю Г. А. Потемкину.
Архитектура // Архитектурные стили //

БАРОККО, худож. стиль, формы к-рого генетически связаны с иск-вом поздней античности и Возрождения (в первую очередь - ордерные элементы, виртуозно сочетаемые с такими декорат. мотивами, как драпированные торсы атлантов или акантовые листья).
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //

БОЛЬШОЙ КАСКАД, осн. сооружение в системе фонтанов и каскадов Петергофа, расположен на сев. склоне берегового уступа (глинта) перед Большим дворцом, обращен в сторону Нижнего парка. Сооружен в 1715-24 (арх. И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов), первонач. скульпт. убранство (позолоч. свинец) выполнили скульп. М. К. Растрелли, Ф. П. Вассу, Г. К. Оснер. Фонтан "Самсон", как пам. победе при Полтаве (в день св. Сампсония), открыт в 1735 (скульп.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Столица // Высшие и ценральные государственные учреждения //

ДВЕНАДЦАТИ КОЛЛЕГИЙ ЗДАНИЕ (Университетская наб., 7), пам. архитектуры барокко, построено в 1722-42 (арх. Доменико Трезини, при участии арх. Дж. Трезини, М. Г. Земцова и Т. Швертфегера) для размещения высших гос. учреждений - Сената, Синода и коллегий. Стр-во Д. к. з. связано с реализацией плана имп. Петра I по созданию на Васильевском о. адм. центра столицы.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ДУХОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Сошествия Св. Духа (Большеохтинский просп., 3), сооружена на Большой Охте в 1838-44 в стиле позднего ампира (арх. неизв.) на месте обветшавшей и разобранной ц. Св. Троицы, построенной в 1729-31 (арх. М. Г. Земцов). Здание венчал мощный световой барабан с куполом; фасад украшал 4-колонный портик дорич. ордера, отдельно стоявшая 4-ярусная колокольня являлась архит. доминантой р-на. Иконостас выполнен охтинскими резчиками, иконы взяты из прежнего храма.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем. начата разбивка Екатерининского парка. С 1743 велись работы по расширению дворца (арх. М. Г. Земцов), после его смерти ими руководили арх. А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, с кон. 1748 - арх. Ф. Растрелли.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Зеленые пространства //Парки //

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, центр. часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 107 га. Состоит из регулярной и пейзажной частей, разделенных Большим прудом, образованным запрудой на р. Вангази. Регулярный Старый сад (1717-20-е гг., садовые мастера Я. Роозен, И. Фохт) устроен на насыпных террасах к С. от пруда.
Архитектура // Персоналия //

ЕРОПКИН Петр Михайлович (ок. 1698-1740, СПб.), архитектор-градостроитель, теоретик архитектуры. В 1716-24 по повелению царя Петра I обучался в Италии, в 1725 получил звание архитектора. С 1737 гл. архитектор Комиссии о С.-Петерб. строении. С 1738 гоф-интендант ген. чина.
Архитектура // Персоналия //

ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич (1688-1743, СПб.), архитектор, художник-график, теоретик архитектуры, представитель раннего барокко. Учился в школе при типографии Оружейной палаты в Москве. В СПб. работал с 1709, первонач. под рук. Д. Трезини. С нач. 1720-х гг. участвовал в осуществлении планировки и ряда построек Летнего сада (в т.ч. "Зала славных торжествований"), создании дворцово-паркового ансамбля в Петергофе.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Царском Селе (г. Пушкин, Садовая ул., 2-а), пам. архитектуры "аннинского барокко". Сооружена в 1734-36 (арх. М. Г. Земцов при участии И. Я. Бланка) близ Екатерининского дворца на месте сгоревшей дерев. Благовещенской ц. Однокупольная базилика с колокольней украшена по фасаду пилястрами. Отделка З. ц. завершена в 1747. В 1772-73 возведен мраморный портик (арх. В. И. Неелов), в 1865-66 переделаны купол и колокольня (арх.
Литература. Книжное дело // Издательства //

"ЗОДЧИЕ НАШЕГО ГОРОДА", серия книг о выдающихся архитекторах СПб. - Л., выпускалась Лениздатом с 1971.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Городская сеть //Площади //

КАЗАНСКАЯ ПЛОЩАДЬ (в 1923-44 пл. Плеханова), на пересечении Невского просп. и кан. Грибоедова. Возникла в нач. 19 в. при стр-ве Казанского собора (отсюда назв.), частью площади является Казанский мост. До постройки собора на этом месте находилась ц. Рождества Богородицы (1733-37, арх. М. Г. Земцов). Нумерация домов - по Невскому просп.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

КАЗАНСКИЙ СОБОР, собор иконы Казанской Божией Матери (Казанская пл., 2), пам. архитектуры классицизма. В 1733-37 на этом месте выстроена кам. 3-придельная ц. Рождества Богородицы с высокой колокольней (арх. М. Г. Земцов), куда была торжественно перенесена икона Казанской Божией Матери (кон. 16 в.). В 1773 в этой церкви венчался цесаревич Павел Петрович; здесь отмечались мн. победы рос. армии. В кон. 18 в. храм получил статус собора.
Архитектура // Персоналия //

КВАСОВ Андрей Васильевич (ок. 1718, СПб. - после 1777), архитектор, мастер барокко. Брат Алексея В. Квасова. Учился в Канцелярии от строений у арх. М. Г. Земцова. Строил Екатерининский дворец и парковые павильоны (1744-48, перестроены) в Царском Селе, дворец А. П. Бестужева-Рюмина (1745; позднее перестроен, см. Сената и Синода здание), создал дворцово-парковый ансамбль усадьбы А. Г. Разумовского в Гостилицах под СПб. (1740-50-е гг.; сохр. частично).
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР, собор Св. равноапостольного князя Владимира (просп. Добролюбова, ул. Блохина, 26), пам. архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Расположен на "Мокрушах" (низком, затоплявшемся при наводнениях месте). В 1708 здесь была сооружена дерев. ц. Св. Николая, в 1713-19 - мазанковая 3-придельная Успенская ц., получившая статус собора. В 1740 по соседству заложен кам. храм (арх.
1 2 3