













![]() |
|
![]() |
| ||||||||||
![]() ![]() Барокко |
||||||||||
БАРОККО, худож. стиль, формы к-рого генетически связаны с иск-вом поздней античности и Возрождения (в первую очередь - ордерные элементы, виртуозно сочетаемые с такими декорат. мотивами, как драпированные торсы атлантов или акантовые листья). Иск-ву Б. свойственны патетич. экспрессия движений, сложность ракурсов, колористич. насыщенность, сильные эффекты светотени и демонстративное нарушение симметрии в наиболее выразит. фрагментах, повсеместное применение криволинейных очертаний и сложной орнаментики. В СПб. стиль Б. утвердился не сразу: для иск-ва 1700-30-х гг. характерны регулярность, строгая геометрич. определенность и соблюдение симметрии, а также скромность декора (постройки арх. Д. Трезини, Н. Микетти, И. Г. Браунштейна, М. Г. Земцова, сады Д. Брокета, настенные рельефы Н. Пино). Наиболее выдающимся представителем зрелого рус. Б. 1740-50-х гг. был Ф. Растрелли. В произведениях арх. С. И. Чевакинского, Д. В. Ухтомского, А. Ринальди, А. Ф. Кокоринова уже в заметной мере обозначились классицистич. черты. Активное использование прототипов Б. ярко проявлялось в петерб. архитектуре 1840-1910-х гг. и вновь как тенденция - в сер. 20 в.
Лит.: Гуляницкий Н. Ф. Градостроительные особенности Петербурга и черты русской архитектуры середины ХVIII в. // Архитектурное наследство. Л.; М., 1979. № 27. С. 12-21; Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994; Власов В. Г. Архитектура "петровского барокко": Эпоха. Стили. Мастера. СПб., 1996; Каганов Г. З. Петербург в контексте барокко. СПб., 2001. А.В. Бурдяло. | ||||||||||
![]() | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
![]() | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
![]() | ||||||||||
АДРЕСА |