Архитектура // Мосты //

БИРЖЕВОЙ МОСТ (в 1922-89 мост Строителей), через исток р. М. Нева, соединяет Биржевую пл. (отсюда назв.) с Мытнинской наб. Здесь в 1893-94 был построен 25-пролетный дерев. трапецеидально-подкосный мост со средним разводным пролетом (инж. Н. М. Мазуров). В 1930 и 1937 расширялся, пролетные строения заменены на металлические. Совр. мост построен в 1957-60 ниже старого (инж.
Архитектура // Мосты //

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОСТ, через кан. Грибоедова, по трассе Вознесенского просп. (отсюда назв.). В 1735 здесь был дерев. мост. В 1780-х гг. заменен на 1-пролетный с дерев. балочным (позднее с ригельно-подкосным) пролетным строением на устоях бутовой кладки с гранитной облицовкой. Совр. В. м. построен в 1957-58 (инж. Б. Б. Левин, арх. Л. А. Носков).
Архитектура // Мосты //

ГРЕНАДЕРСКИЙ МОСТ (быв. Сампсониевский), через Б. Невку, соединяет ул. Чапаева и Петроградскую наб. (лев. берег Б. Невки) с Гренадерской ул. и Выборгской наб. Назв. от соседних казарм л.-гв. Гренадерского полка. Наплавной Г. м. наводился с 1758 у Б. Вульфовой (ныне Чапаева) ул. и М. Сампсониевского просп., к 1806 он был переведен вверх по реке на место Сампсониевского моста, а на его месте устроен перевоз.
Архитектура // Мосты //

ИНЖЕНЕРНЫЕ МОСТЫ, два моста в р-не Инженерного (Михайловского) замка (отсюда назв.). 1-й И. м. (быв. Летний) через р. Мойку, по наб. р. Фонтанки, между замком и Летним садом (отсюда прежнее назв.). Здесь в 1720-50-х гг. существовали дерев. мост-акведук и пешеходный мост, а в 1760-х гг. сооружен новый дерев. мост. В 1824-25 на его месте построен чугунный мост (инж. П. П. Базен, Б. Клапейрон) из облегченных тюбингов с овальными отверстиями в днищах и стенках.
Архитектура // Мосты //

КАМЕННООСТРОВСКИЙ МОСТ (в просторечии Бетанкуровский), через р. М. Невку, соединяет Аптекарский и Каменный о-ва по трассе Каменноостровского просп. В 1760 здесь был наведен 4-й в СПб. плашкоутный мост (арх. А. Вист). В 1812-13 возведен 1-й в России дерев. арочный мост (инж. А. А. Бетанкур). Имел 7 пролетов, в 1833 капитально отремонтирован (инж. П. П. Базен) с сохранением конструкций и укреплением свайных опор чугунными муфтами (работа ниже горизонта воды шла в спец. кожаных мешках).
Архитектура // Мосты //

КАНТЕМИРОВСКИЙ МОСТ, через Б. Невку, соединяет просп. Медиков на Аптекарском о. с Выборгской наб. и Кантемировской ул. (отсюда назв.) на Выборгской стороне. Сооружен в 1979-82 (инж. Б. Н. Брудно, Б. Б. Левин, арх. А. В. Говорковский, В. М. Иванов) на месте существовавшего с нач. 19 в. перевоза.
Архитектура // Мосты //

КОКУШКИН МОСТ, через кан. Грибоедова, соединяет ул. Пржевальского и Кокушкин пер. (отсюда назв.). Построен в 1946-48 (инж. Б. Б. Левин, арх. Л. А. Носков) на месте существовавшего с 1780-х гг. дерев. моста. Пролетное строение стальное, балочное, с криволинейным очертанием ниж. пояса, на кам. устоях.
Архитектура // Мосты //

КОMAРОВСКИЙ МОСТ (Горбатый), через р. Б. Охта, на Якорной (быв. Комаровская, отсюда назв.) ул., соединяет Б. и М. Охты. С 18 в. здесь был дерев. разводной мост. В 1911 и 1943 уложены стальные балки по дерев. опорам. Совр. мост построен в 1960 (инж. В. В. Зайцев, Б. Б. Левин, арх. Л. А. Носков). Жел.-бетон. рамное пролетное строение и опоры облицованы гранитом.
Архитектура // Мосты //

ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА МОСТ (в 1850-55 Благовещенский, в 1855-1918 Николаевский, в память имп. Николая I), первый пост. мост через Б. Неву, соединяет пл. Труда (быв. Благовещенская, отсюда 1-е назв.) с 7-й линией В. О. Переим. в память участника Рев-ции 1905-07 П. П. Шмидта (1867-1906). Построен в 1843-50 [инж. С. В. Кербедз при участии М. Г. Дестрема, арх. А. П. Брюллов (?)].
Архитектура // Мосты //

САМПСОНИЕВСКИЙ МОСТ (в 1918-98 мост Свободы), через Б. Невку, соединяет ул. Куйбышева с Финляндским просп. Назв. от Сампсониевского собора. С 1806 здесь наводился Гренадерский наплавной мост. В 1847 построен дерев. ригельно-подкосный свайный 13-пролетный мост (один пролет разводной), к-рый неоднократно перестраивался. В 1937 уложены металлич. балочные пролетные строения. Совр. мост сооружен в 1955-58 (инж. В. В. Демченко, Б. Б. Левин, арх. Л. А. Носков).
Архитектура // Мосты //

ТУЧКОВ МОСТ (Тючьков; Никольский), через М. Неву. Соединяет 1-ю линию В. О. с Большим просп. П. С. Назв., по одним источникам, от соседних лесных складов купца А. Тучкова, финансировавшего стр-во моста, по др. - от имени инж. А. В. Тучкова, строившего мост в 18 в. Здесь, в створе Малого просп. В. О., с кон. 1750-х гг. наводился плашкоутный мост, имевший свайную эстакаду через мелководный проток.
Архитектура // Мосты //

УШАКОВСКИЙ МОСТ (до 1952 Строгановский, от соседней дачи графа А. С. Строганова; ранее 2-й Каменноостровский), через Б. Невку, соединяет Каменноостровский просп. и ул. Акад. Крылова. Переим. в память адм. Ф. Ф. Ушакова. В 1786 здесь наведен наплавной плашкоутный мост. Между 1847 и 1853 построен многопролетный дерев. ригельно-подкосный мост с разводным пролетом. В 1906-07, 1911 и 1935 перестраивался, после реконструкции 1953-55 (инж.