ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА МОСТ (в 1850-55 Благовещенский, в 1855-1918 Николаевский, в память имп. Николая I), первый пост. мост через Б. Неву, соединяет пл. Труда (быв. Благовещенская, отсюда 1-е назв.) с 7-й линией В. О. Переим. в память участника Рев-ции 1905-07 П. П. Шмидта (1867-1906). Построен в 1843-50 [инж. С. В. Кербедз при участии М. Г. Дестрема, арх. А. П. Брюллов (?)]. Имел 7 пролетов, перекрытых чугунными ребристыми арочными пролетными строениями, и 1 разводной у правого берега с двумя поворотными железочугунными пролетными строениями. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1936-38 мост реконструирован (инж. Г. П. Передерий, В. И. Крыжановский, арх. К. М. Дмитриев, Л. А. Носков). Чугунные арки заменены 3-пролетными неразрезными балочными цельносварными стальными конструкциями. Раскрывающийся 2-крылый пролет устроен посередине моста. На месте быв. разводного пролета сооружен жел.-бетон. свод, облицованный гранитом. На пост. пролетах сохранены чугунные решетки с мор. коньками. Снятые чугунные арки, усиленные жел.-бетон. плитой проезжей части, в 1953-56 установлены на мосту через Волгу в г. Калинин (Тверь).
В 1975-76 капитально отремонтирован разводной пролет (инж. Б. Б. Левин, Б. Н. Брудно). Дл. ок. 365 м, шир. 24 м.
Д. Ю. Гузевич, С. З. Супоницкий,
Н. М.
Козловская.