Топография города // Городская сеть //Набережные //

АРСЕНАЛЬНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, на правом берегу р. Невы, между Арсенальной ул. и ул. Акад. Лебедева. Названа в 1887 по з-ду Новый Арсенал (ныне АО "Арсенал", д. 1). До 1898 в состав А. н. входила совр. Пироговская наб. Глубина Невы в р-не А. н. достигает 24 м. В 1976-81 берег одет в гранит (арх. В. М. Иванов, Н. А. Москвин, Ю. Г. Шиндин, инж. Л. Н. Соболев). Оригинальная 2-ярусная набережная украшена мортирами.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПАМЯТНИКИ. Первые памятники, посвященные героич. обороне Л., появились в 1944 - сразу после снятия блокады: бетонные стелы с изображением ордена Отеч. войны в память оборонит. боев 1941-42 у д. Ям-Ижора, ст. Урицк (Лигово), в парке "Сосновая Поляна", пилоны на линии фронта под Пулковом (арх. К. Л. Иогансен, В. А. Петров). В честь Победы в сент. 1945 заложены Московский парк Победы и Приморский парк Победы.
Топография города // Городская сеть //Площади //

ВОССТАНИЯ ПЛОЩАДЬ (до 1918 Знаменская пл.), на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Первое назв. - от Знаменской церкви, совр. назв. - в память о событиях Февр. рев-ции 1917. Сформировалась в сер. 19 в. по плану арх. Н. Е. Ефимова в связи со стр-вом ж. д. СПб. - Москва. В 1844-51 возведен Московский вокзал, в 1845-57 - здание Знаменской гостиницы (Невский просп.,118 - Лиговский просп.,12; неоднократно перестраивалось, ныне гостиница "Октябрьская").
Архитектура // Мосты //

ГОЛОВИНСКИЙ МОСТ, через Черную речку в ее устьевой части, соединяет Ушаковскую и Выборгскую набережные. Построен в 1875 на месте существовавшего здесь с 1817 дерев. моста. Имел дерев. арочные пролетные строения на кам. опорах. В 1948 уложены стальные балки (инж. П. В. Андреевский), к-рые в 1979 перенесены на Сутугин мост. В 1976 построен новый жел.-бетон. мост (инж.
Архитектура // Мосты //

КАЛИНКИНЫ МОСТЫ (Калинкинские мосты), три моста в р-не существовавшей в 17-19 вв. в низовьях р. Фонтанки фин. д. Калыола, или Каллина (на рус. лад - Калинкина). Мало-К. м. через кан. Грибоедова на наб. р. Фонтанки, построен ок. 1783 (инж. И. Н. Борисов) как дерев. 3-пролетный (центр. разводной пролет заменен во 2-й пол. 19 в.), опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1907-08 расширен, дерев. балки заменены металлическими. В 1952 и 1970 восстановлены торшеры с фонарями (арх.
Архитектура // Мосты //

КАНТЕМИРОВСКИЙ МОСТ, через Б. Невку, соединяет просп. Медиков на Аптекарском о. с Выборгской наб. и Кантемировской ул. (отсюда назв.) на Выборгской стороне. Сооружен в 1979-82 (инж. Б. Н. Брудно, Б. Б. Левин, арх. А. В. Говорковский, В. М. Иванов) на месте существовавшего с нач. 19 в. перевоза.
Архитектура // Мосты //

ЛАВРСКИЕ МОСТЫ, два моста через р. Монастырку. Названы по Александро-Невской лавре. 1-й Л. м. расположен в створе гл. входа в лавру. С 1712 здесь существовал наплавной мост, с 1718 - подъемный. В 1830-х гг. построен дерев. 1-пролетный арочный мост на кирп. устоях. В 1924 арки заменены дерев., в 1949 - металлич. балками. Совр. мост построен в 1970-72 (инж.