Архитектура // Мосты //

КАЛИНКИНЫ МОСТЫ (Калинкинские мосты), три моста в р-не существовавшей в 17-19 вв. в низовьях р. Фонтанки фин. д. Калыола, или Каллина (на рус. лад - Калинкина). Мало-К. м. через кан. Грибоедова на наб. р. Фонтанки, построен ок. 1783 (инж. И. Н. Борисов) как дерев. 3-пролетный (центр. разводной пролет заменен во 2-й пол. 19 в.), опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1907-08 расширен, дерев. балки заменены металлическими. В 1952 и 1970 восстановлены торшеры с фонарями (арх.
Архитектура // Мосты //

ЛЕБЯЖЬИ МОСТЫ, два моста через Лебяжий канал. Нижне-Л. м. (быв. 1-й Царицынский, по Царицыну лугу, см. Марсово поле), по наб. р. Мойки. Сооружен между 1720-33 как дерев. подъемный мост (мастер X. ван Болес); к 1760-м гг. заменен балочным. Новый мост построен в 1835-37 (инж. П. П. Базен, А. Д. Готман, А. И. Ремизов), имел лучковый пологий гранитно-кирп. свод с прокладными рядами из известняковых плит, гранитные арки по фасадам и чугунные перила оригинального рисунка.
Архитектура // Мосты //

МОНАСТЫРСКИЙ МОСТ (быв. Благовещенский), через р. Монастырку (отсюда назв.), по просп. Обуховской Обороны. В 1833 выше существовавшего ранее дерев. моста построен 1-пролетный дерев. арочный мост на устоях, облицованных известняком и гранитом (инж. П. П. Базен). В 1926-27 вместо него сооружен жел.-бетон. 1-пролетный арочный мост со сквозным надарочным строением (инж. Б. Д. Васильев, О. Е. Бугаева).
Архитектура // Мосты //

МОСТЫ, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д.), на кан. Грибоедова - 21, на Обводном кан. - 26 (в т. ч. 7 ж.-д.), на Фонтанке и Мойке - по 15; 21 М. - разводной.
Топография города // Городская сеть //Набережные //

НАБЕРЕЖНЫЕ, инж. сооружения по берегам водотоков, строились в СПб. с нач. 18 в. с целью укрепления берегов и осушения терр. Первые дерев. Н. появились на Городском о., затем на левом берегу р. Невы, между Гл. Адмиралтейством и Летним садом. Первые кам. Н. сооружены в 1718-23 у Зимней канавки и на терр. Летнего сада. Работы по укреплению берегов Невы возобновились в 1730-х гг. (рук. - арх. П. М. Еропкин). С нач. 1760-х гг. там строились гранитные Н. (арх.
Архитектура // Мосты //

НОВО-КИРПИЧНЫЙ МОСТ (до 1908 Кирпичный), через р. Волковку, по левобережной наб. Обводного кан. Дерев. 3-пролетный мост на кирп. устоях и быках в виде чугунных колонн построен в 1833 (инж. П. П. Базен).
Архитектура // Мосты //

ПРАЧЕЧНЫЙ МОСТ, через р. Фонтанку, у ее истока из Невы, соединяет набережные Дворцовую и Кутузова. Назв. от Прачечного двора (дворцовых прачечных) на Фонтанке. Один из первых кам. мостов в СПб., построен в 1766-69 (арх. И. Л. Росси, Т. И. Насонов) при создании кам. набережных Фонтанки. 3-пролетный, арочный, гранитный. В 1926-28 произведено усиление основания опор (инж. Б. Д. Васильев). Дл. 40,9 м, шир. 14,3 м.
Д. Ю. Гузевич, С. З. Супоницкий,
Л.
Топография города // Зеленые пространства //Парки //

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА, открыт на Елагином острове в 1931 на основе парка, существовавшего со 2-й пол. 18 в. С 1934 до нач. 1990-х гг. носил имя С. М. Кирова. Пл. 95 га. До основания СПб. остров был покрыт заболоченным лесом и необитаем, имел изрезанную береговую линию, был окружен островками и отмелями.
Архитектура // Мосты //

ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ МОСТ (быв. Архангелогородский), через Обводный кан., на просп. Обуховской Обороны (быв. Шлиссельбургский просп., Архангелогородский тракт - отсюда прежнее назв.). Построен в 1833 (инж. П. П. Базен) как 1-пролетный дерев. арочный мост на устоях бутовой кладки с гранитной облицовкой на месте существовавшего здесь в 1820-х гг. дерев. моста. В 1928-29 заменен на жел.-бетон. 1-пролетный арочный со сквозным надарочным строением (инж. Б. Д. Васильев, О. Е. Бугаева).