| -
hidden Памятники истории и культуры | Памятники, посвященные важным событиям военной истории России XVII – XIX веков hidden | В 1773–1777 гг. на берегу Большого пруда, между Старым садом и Пейзажным парком, архитектором В.И. Нееловым был возведен комплекс кирпичных зданий под общим названием «Адмиралтейство» ... | | В 1773–1777 гг. на берегу Большого пруда, между Старым садом и Пейзажным парком, архитектором В.И. Нееловым был возведен комплекс кирпичных зданий под общим названием «Адмиралтейство». Все здания Адмиралтейства были построены в память присоединения к России Таврического ханства. В центральном корпусе хранилась коллекция парусных и гребных лодок царскосельской «флотилии»: южноамериканская пирога, китайский сампан, венецианская гондола, алеутская байдарка, золоченая лодка Екатерины II. Следует отметить, что хранящиеся в Адмиралтействе лодки и модели судов использовались для обучения Великого князя Константина. В числе моделей судов находилась и модель круглого броненосного корабля, так называемой «поповки», автором которого являлся известный судостроитель, воспитанник морской роты Александровского кадетского корпуса в Царском Селе вице-адмирал А.А. Попов. В XIX в. из имевшихся в Адмиралтействе небольших судов была создана Царскосельская флотилия, для обслуживания которой постоянно находилась ластовая полурота Гвардейского экипажа. В Голландском зале хранились флаги, а на стенах размещались 168 раскрашенных английских гравюр и восемь акварелей с видами Царского Села. В 1901 г. в этом зале был установлен переданный из Академии наук Готторпский глобус, подаренный в свое время Петру I и привезенный им в Россию в 1713 г. В настоящее время центральный корпус комплекса используется для временных выставок, а в одном из Птичных домиков работает ресторан «Адмиралтейство». 27 ноября 1995 г., в день 290-летия морской пехоты России, в одном из зданий Адмиралтейства состоялся торжественный вечер, посвященный этой знаменательной дате, на котором присутствовал первый заместитель Главнокомандующего ВМФ России адмирал И.В. Касатонов, вручивший ряду морских пехотинцев ценные подарки.
| | | hidden | Расположен в Александровском парке и представляет собой высокое здание из красного кирпича, построенное в англоготическом стиле. Арсенал является вольной копией павильона в поместье «Шрубс-Хилл» в Англии. Строительство было начато архитектором А.А ... | | Расположен в Александровском парке и представляет собой высокое здание из красного кирпича, построенное в англоготическом стиле. Арсенал является вольной копией павильона в поместье «Шрубс-Хилл» в Англии. Строительство было начато архитектором А.А. Менеласом в 1817 - 1834 г., а закончено А.А. Тоном в 1834 г. При Николае I с 1834 г. в Арсенале размещался музей оружия, включавший богатейшую, насчитывавшую более 5000 единиц, коллекцию, которая размещалась на двух этажах здания и его лестницах. Перед входом в Арсенал стояло несколько орудий начала XV в., подаренных датским королем Николаю I. Из Круглого зала нижнего этажа, украшенного латами и картинами, вела витая лестница в башню. Наибольший интерес представляли хранившиеся в специально отведенных для них комнатах хивинские штандарты с бунчуками и старинное огнестрельное оружие. В отдельных комнатах размещалось немецкое оружие, знаки ордена Подвязки, старинные серебряные и золотые кубки польского короля Иоанна III, итальянское оружие, оружие Николая I и вещи времен Екатерины II, картины на стекле. В высокой круглой зале размещались модели семи конных фигур русских кавалерийских полков из папье-маше на высоких постаментах. Причем все детали снаряжения и обмундирования, а также оружие, латы и пр. были воспроизведены с высочайшей точностью. В одной из комнат хранились два чепрака, украшенные бриллиантами, стоимостью 37000 рублей каждый, подарок турецкого султана Николаю I, и несколько седел, подаренных персидским шахом Александру I. На втором этаже размещались оружие и трофеи, взятые во время Польского восстания 1863 г. В Арсенале также хранились шпаги с рукоятками работы Бенвенуто Челлини, шлем Валленштейна, каска Карла V, сабля Мазепы, оружие Шамиля, сабля, взятая у Костюшко в сражении при Мациовицах, трость, с которой Екатерина II прогуливалась по Царскому Селу. Впоследствии часть экспонатов была передана в Эрмитаж, часть – в Аничков дворец, а часть – в Царскосельский дворец.
| | | hidden | Монументальная Башня-руина, или, как ее называли, Руинный столп, – оригинальная декоративная постройка, памятник победы России над Оттоманской Портой. На замковом камне арки можно прочитать: «На память войны, объявленной турками России ... | | Монументальная Башня-руина, или, как ее называли, Руинный столп, – оригинальная декоративная постройка, памятник победы России над Оттоманской Портой. На замковом камне арки можно прочитать: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен в 1768 году». В своем путеводителе по Царскому Селу полковник, полицмейстер императорских дворцов Сергей Николаевич Вильчковский запишет: «Руина эта выстроена тем же архитектором Фельтеном в 1771 - 1773 годах в память войны, объявленной турками России в 1768 году, закончившейся Кучук-Кайнарджийским миром и удивившей Европу победоносным полетом Екатерининских орлов». Башня-руина находится вблизи Орловских ворот, в новой части Екатерининского парка, и напоминает развалины средневекового крепостного замка. Сделанные искусственно глубокие трещины и выбоины в кладке придают сооружению вид древней постройки. От Башни перекинута каменная арка, продолжением которой служит искусственная насыпь-пандус, имитирующая оборонительный крепостной вал. Обозреть Екатерининский и Александровский парки с высоты 21 метра можно, забравшись на бельведер башни. Летом 1773 года художник А. Бельский расписал наружные стены Башни-руины. На штукатуренной поверхности были высечены трещины, имитирующие естественные повреждения кладки стен. От Башни перекинута огромная каменная арка, продолжением которой служит искусственная насыпь-пандус, по краям которой в 1784 году были посажены деревья. Насыпь-пандус башни заканчивается чугунными воротами в готическом стиле, которые были отлиты в Екатеринбурге на Демидовских заводах в 1777–1778 гг. по проекту Ю. М. Фельтена. Это одно из первых в России архитектурных произведений из чугуна. Изящный, тонко выполненный рисунок – свидетельство высокого мастерства русских литейщиков. Строительные работы велись архитектором И. М. Ситниковым.
| | | hidden | Государева Ратная палата построена в 1913-1917 гг. по повелению Николая II архитектором С.Ю. Сидорчуком недалеко от Александровского дворца в районе Феодоровского городка ... | | Государева Ратная палата построена в 1913-1917 гг. по повелению Николая II архитектором С.Ю. Сидорчуком недалеко от Александровского дворца в районе Феодоровского городка. Здание сооружено по образцу древних палат псковско-новгородского каменного зодчества для размещения в нем музея истории русских войн, который получил название «Государства Ратная палата». Особое внимание было уделено Первой мировой войне. Предусматривалось размещение портретной галереи георгиевских кавалеров и воинских чинов, награжденных Георгиевскими крестами. На фронтах, в окопах, госпиталях военно-художественный отряд делал зарисовки, эскизы, фотографии, чтобы рассказать потомкам, будущим защитникам Родины, о воинских подвигах и запечатлеть Георгиевских кавалеров в портретной галерее Ратной палаты. Военный орден Великомученика и Победоносца Георгия был учрежден Екатериной II 26 ноября 1769 года. Орден стал почетнейшей наградой. Высшими знаками ордена Св. Георгия I степени были удостоены лишь 25 человек, а полных Георгиевских кавалеров было всего четыре: генерал-фельдмаршалы М. И. Кутузов-Смоленский, М. Б. Барклай-де-Толли, И. И. Дибич-Забалканский, И. Ф. Паскевич-Эриванский. Государева Ратная палата была заложена в 1913 году как храм русской воинской славы и доказательство того, что в русском солдате не умрет чудо-богатырь и севастопольский Кремень-Кремневич и что конечная победа увенчает русское оружие. Постановлением Пушкинского городского Совета №550 от 22 июня 2000 года из фонда Муниципального образования были выделены деньги на мемориальную гранитную доску (автор проекта Ю. Гуттовский, архитектор А. Вайсман), торжественно открытую на фасаде здания Государевой Ратной палаты 7 ноября 2000 года.
| | | hidden Кагульский (Румянцевский) обелиск | Первый памятник воинской славы Царского Села, воздвигнутый в память победы русской армии в войне с Турцией 1768–1774 гг. Русская армия под командованием выдающегося полководца П. А. Румянцева одержала блистательную победу на реке Кагул. Как писал Д ... | | Первый памятник воинской славы Царского Села, воздвигнутый в память победы русской армии в войне с Турцией 1768–1774 гг. Русская армия под командованием выдающегося полководца П. А. Румянцева одержала блистательную победу на реке Кагул. Как писал Д. Н. Бантыш-Каменский, «сражение походит более на баснословное, нежели на действительное, ибо семнадцать тысяч россиян побили наголову полтораста тысяч турок, отразив сто тысяч татар, угрожавших с тылу». Это сражение, открывшее русским войскам путь за Дунай, явилось вершиной полководческого искусства Румянцева, получившего звание генерал-фельдмаршала. Являясь блестящим представителем русской национальной военной школы после Петра I, П.А. Румянцев не только возродил, но и развил дальше русское военное искусство. Ему принадлежит честь обоснования национального принципа строительства русской армии. П.А. Румянцев разработал и обосновал решительную, наступательную стратегию, ставящей целью разгром и уничтожение живой силы противника посредством боя (сражения). Памятник сооружен по проекту архитектора А. Ринальди в 1771–1772 гг. Являясь самым строгим из всех памятников воинской славы, он обращает на себя внимание изяществом пропорций и оригинальностью материала – темно-серого мрамора с белыми прожилками. На лицевой стороне постамента обелиска укреплена бронзовая доска: «В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 21 дня 1770 года, предводительством генерала графа Петра Румянцева. Российское воинство числом седмънадцать тысячъ обратило в бегство до реки Дуная турского визиря Галил-Бея с силою полтораста-тысячною». Строгий и величественный Кагульский обелиск недалеко от пандуса Камероновой галереи, напротив Зубовского корпуса Екатерининского дворца. Материал: обелиск, постамент – мрамор сибирский, серый с прожилками; ступени – мрамор тивдийский; плинт, стилобит-гранит розовый.
| | | hidden | В 1777 г. на краю Баболовского парка, на территории Дома призрения увечных воинов, была воздвигнута колонна, первоначально называвшаяся «Сибирская». Сходство этого памятника воинской славы с работами А ... | | В 1777 г. на краю Баболовского парка, на территории Дома призрения увечных воинов, была воздвигнута колонна, первоначально называвшаяся «Сибирская». Сходство этого памятника воинской славы с работами А. Ринальди дает основание предположить его авторство. Установка колонны связана с присоединением Крыма к России по условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора в войне России с Турцией 1768–1774 гг. В марте 1777 г. 15-метровая колонна была перевезена из Петербурга в Царское Село на повозке, запряженной 120 лошадьми. Изготовленная из монолитного куска уральского мрамора, она по подобию других памятников Ринальди была установлена на трех-ступенчатом основании. В 1783 г. в память присоединения Крыма к России колонна получила название «Крымской». Сооружение колонны связано со строительством комплекса запасного дворца и кордегардий по проекту архитектора В. И. Неелова на территории за пределами Екатерининского парка. После юридического оформления акта присоединения Крыма к России в 1783 году художник Г. И. Козлов получает заказ на создание декоративно-символической композиции «Трофеи». Композиция, состоящая из турецких знамен, бунчуков, оружия, отлита на Санкт-Петербургской бронзовой казенной фабрике. 22 октября 1785 года композиция была установлена на колонну. За колонной прочно утвердилось название «Крымская».
| | | hidden | На пьедестале колонны укреплена бронзовая доска с текстом, повествующим о блестящих победах русской армии и флота под предводительством графа Ф. Г. Орлова: «1770 года февраля 17 дня Федор Орлов с двумя восставшими военными кораблями пришел к ... | | На пьедестале колонны укреплена бронзовая доска с текстом, повествующим о блестящих победах русской армии и флота под предводительством графа Ф. Г. Орлова: «1770 года февраля 17 дня Федор Орлов с двумя восставшими военными кораблями пришел к полуострову Морея в Средиземном море. У порта Витулио сухопутные войска высадил на берег и пошел сам в Модону. По соединении с христианами той земли капитан Барков со спартанским восточным легионом взял Пассаву, Бердони и Спарту. Капитан же князь Долгорукий со спартанским западным легионом покорил Каламату, Леоктами и Аркадию. Крепость Наваринская сдалась бригадиру Ганнибалу. Войск российских было числом шесть сот человек, кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он. В плен турков взято шесть тысяч». В ходе русско-турецкой войны 1769 – 1774 гг. острова Морейского архипелага превратились в опорные пункты России на Средиземном море. Морея получила свое название от славянского слова «море» – это старинное название полуострова Пелопоннес (букв. – «полуостров») на юге Греции. В январе 1771 года население 25 островов архипелага приняло подданство России. В память об этом и в назидание потомкам императрица Екатерина II повелела установить в Царском Селе Морейскую колонну (другое название – Малая Ростральная). Введение ростр образно свидетельствует, что победа была одержана при участии флота. Место для семиметровой колонны выбрано в створе трех аллей, что позволяет видеть ее со многих мест Екатерининского парка. 27 ноября 1995 г., в день 290-й годовщины морской пехоты России, у Морейской колонны состоялся торжественный митинг, в котором приняли участие морские пехотинцы нескольких поколений, в том числе курсанты учебных подразделений морской пехоты Ленинградского дважды Краснознаменного высшего общевойскового училища им. С.М. Кирова – будущие офицеры морской пехоты.
| | | hidden Московские (Фридентальские) ворота | Символизируют победу русской армии в войне 1828–1830 гг. с Турцией и Персией. Построены у Колонийского пруда в 1830 - 1831 гг. по проекту русского архитектора В.М. Горностаева в стиле ампир. Решетка исполнена по рисунку архитектора В.А. Глинки ... | | Символизируют победу русской армии в войне 1828–1830 гг. с Турцией и Персией. Построены у Колонийского пруда в 1830 - 1831 гг. по проекту русского архитектора В.М. Горностаева в стиле ампир. Решетка исполнена по рисунку архитектора В.А. Глинки. По свидетельству известного искусствоведа В.Я. Курбатова, ворота построены в «строго военном стиле, как заставы Парижа в конце XVIII века». Московские ворота являются характерным памятником русской архитектуры позднего классицизма. Они состоят из двух одинаковых каменных кордегардий (караульных помещений) с чугунными воротами в виде решеток. Наверху двух столбов, к которым крепятся решетки ворот, находятся объемные чугунные изображения Государственного герба России, выполненные на заводе К. Грейсона в Санкт-Петербурге по рисунку архитектора В.А. Глинки. Кубические массивы кордегардий делятся на два яруса мощными горизонтальными тягами. Стены нижнего яруса обработаны прямоугольными нишами, по краям которых установлены дорические колонны. Фасады кордегардий украшены лепными круглыми щитами, мечами, алебардами, перевитыми лентами и цветочными гирляндами. Их высота составляет 10,67 метра, а длина и ширина основания – 9,24 метра. Через Московские ворота проходила дорога из Царского Села на Москву. Проезжать по ней могли только лица, имевшие «надобность и право». 28 февраля 1826 года здесь проследовало траурное шествие из Таганрога с прахом Александра I.
| | | hidden Орловские (Гатчинские) ворота | На южной границе Екатерининского парка, недалеко от Башни-руины, находится монументальная пятнадцатиметровая арка, сложенная из цельных мраморных блоков белого, серого, синеватого, розового и красного цветов ... | | На южной границе Екатерининского парка, недалеко от Башни-руины, находится монументальная пятнадцатиметровая арка, сложенная из цельных мраморных блоков белого, серого, синеватого, розового и красного цветов. Когда-то через эти ворота проходила дорога в Гатчину, бывшее имение графа Г.Г. Орлова, после его кончины приобретенное Екатериной II для Павла Петровича. «Мраморные ворота построены по проекту архитектора Ринальди, под ближайшим надзором каменного мастера Пинкетти, в 1777 - 1782 годах», – пишет С. Виличковский в книге «Царское Село». Они были воздвигнуты по повелению Екатерины II в честь графа Григория Орлова, спасшего Москву от эпидемии чумы. На обращенной к Гатчинской дороге стороне бронзовыми буквами написано: «Орловым от беды избавлена Москва», а на противоположной стороне: «Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями». Ворота состоят из трех вертикально расположенных частей и разделены по горизонтали на три яруса. Ворота выполнены из кирпича. Мраморные элементы ворот сделаны в Санкт-Петербурге русскими мастерами из карельских пород мрамора, а железные решетки выполнены по проекту Дж. Кваренги на Сестрорецком оружейном заводе. В январе 1790 г. ворота использовались как Триумфальные для торжественной встречи князя Г.А. Потёмкина-Таврического, прибывшего в Царское Село с вестью о взятии войсками А.В. Суворова крепости Очаков и о победах русской армии, одержанных над турецкими войсками в Молдавии. Орловские ворота были ярко освещены и украшены.
| | | hidden Софийский (Вознесенский) собор | Собор – храм – памятник в честь наших побед в русско-турецких войнах. Заложен 30 июля 1782 года в присутствии Екатерины II. Освящен 20 мая 1788 г. Собор напоминает Софийский собор в Константинополе ... | | Собор – храм – памятник в честь наших побед в русско-турецких войнах. Заложен 30 июля 1782 года в присутствии Екатерины II. Освящен 20 мая 1788 г. Собор напоминает Софийский собор в Константинополе. Строительство собора велось под руководством архитектора Ч. Камерона. Завершал строительство И. Е. Стасов. Основной массив Софийского собора венчают пять куполов на невысоких каменных барабанах. На всех четырех равновеликих сторонах собора имеются четырехколонные портики дорического ордера. На плоскости стен собора сделаны неглубокие ниши с полу циркулярными завершениями, прорезанными высокими прямоугольными оконными проемами. Центральный купол, напоминающий купол Таврического дворца, сделан двойным. Внутри его устроен другой, меньший по размеру, купол, похожий на купол Софийского собора в Константинополе. Интерьер собора отличается простотой отделки. В его архитектурном оформлении использованы пропорции конического ордера. Перед алтарем, около старых полковых штандартов, имеется вензель императрицы Екатерины, и надпись: «Чарльз Камерон архитектор». До революции перед алтарем стояли старые полковые знамена. Иконостасы всех трех приделов – Святой Софии, Святого Александра Невского, Святых Константина и Елены белого цвета с позолотой, причем последние два придела построены позднее, в 1847-1849 гг., во время капитального ремонта храма. В западной части храма у пилонов были прикреплены знамена и значки, отбитые особым Западно-Сибирским отрядом под командованием генерал-майора М.Г. Черняева у войск Кокандского ханства 22 сентября 1864 года. С 1817 г. Софийский собор становится полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка. 12 сентября 1990 года к 750-летию Невской битвы 1240 года на территории собора был установлен памятник Святому Александру Невскому работы скульптора В. Казенюка.
| | | hidden Триумфальная арка «Любезным моим сослуживцам» | Каждая победа русской армии и флота отмечалась возведением парадных арок и пирамид для торжественной встречи победителей по примеру Триумфальных арок в Древнем Риме. В 1814 г. по проекту известного русского зодчего В.П ... | | Каждая победа русской армии и флота отмечалась возведением парадных арок и пирамид для торжественной встречи победителей по примеру Триумфальных арок в Древнем Риме. В 1814 г. по проекту известного русского зодчего В.П. Стасова в Царском Селе была воздвигнута парадная арка «Любезным моим сослуживцам» - Триумфальные ворота для встречи возвращавшихся с Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русских войск. Так выразил Александр I свою признательность военачальникам и советникам, участникам Отечественной войны 1812 года и военной кампании 1813–1814 гг., приведшей к разгрому армии Наполеона и освобождению Европы. Ворота были возведены в сравнительно короткий срок – за 92 дня. Все части их восьмиколонного портика были отлиты из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске и водным путем доставлены в Санкт-Петербург. Ворота, задуманные как скромный памятник в честь товарищей по оружию, вызывают ассоциацию с воинским строем, а колоннада кажется навечно застывшим почетным караулом. «Эти колонны символизируют воинский строй, могучее усилие тысячи воинов, несущих на своих плечах героическое бремя войны» (историк арх. М. Михайлов). Высота ворот составляет 9,2 метра, общий вес – 100,5 т. Ограда Екатерининского парка, выполненная, как и створки ворот, по проекту А. Менеласа, удачно дополняет величие Триумфальных ворот. Накладки на ограде в виде полукруглых щитов с головами медуз, копьевидные прутья в створках ворот, шестигранные щиты с львиными головами усиливают ощущение мощи и незыблемости. Открыты 17 августа 1817 года, в пятую годовщину битвы при Кульме. Первоначально ворота были установлены напротив Благородного пансиона (в настоящее время здание Военно-морского инженерного института), а в 1821 г. были перенесены в ограду напротив Запасного дворца.
| | | hidden | Есть в Екатерининском парке и памятник, напоминающий о русско-турецкой войне 1828–1829 гг. На узкой площадке выдающегося в озеро небольшого мыса находится каменное здание в восточном стиле – Турецкая баня. Павильон построен в 1852 г ... | | Есть в Екатерининском парке и памятник, напоминающий о русско-турецкой войне 1828–1829 гг. На узкой площадке выдающегося в озеро небольшого мыса находится каменное здание в восточном стиле – Турецкая баня. Павильон построен в 1852 г. по повелению императора Николая Павловича в память о заключении Адрианопольского мира, завершившего войну с Турцией (1828–1829 гг.). Мир, заключенный с Турцией в 1829 году, открыл русским кораблям свободный проход через проливы Босфор и Дарданеллы. Молдавия, Валахия, Сербия перешли под покровительство России. Архитектор И.А. Монигетти увенчал павильон двумя куполами и высотной башенкой в виде минарета с полумесяцем, что придало ему вид мавританской мечети. Турецкая баня удачно вписывается в ансамбль Екатерининского парка, не нарушая его единства. Внутри павильон был отделан в мавританском стиле и украшен мраморной облицовкой, лепкой и живописью. Многие элементы внутреннего убранства были вывезены из дома турецкой султанши в Адрианополе в качестве трофея. Русско-турецкая война 1828–1829 гг. была вызвана борьбой европейских держав за раздел владений Османской империи. На Дунайский театр военных действий против 150-тысячной турецкой армии была направлена 95-тысячная русская армия. 20 сентября комбинированной атакой с суши и с моря была штурмом взята Варна, а затем крепости Карс, Ахолцих, Поти и Баязет. 30 мая в сражении при Кулевче русские войска под командованием генерала И.И. Дибича разгромили вдвое превосходящие их силы противника. К июлю Дибич, совершив переход через Балканы, 8 августа овладел Адрианополем. 2 сентября был заключен Адрианопольский мирный договор 1829 г. В период Великой Отечественной войны 1945–1945 гг. Турецкая баня сильно пострадала от прямых попаданий артиллерийских снарядов. В настоящее время павильон открыт для обозрения.
| | | hidden Храм Святой великомученицы Екатерины | Пятиглавый храм Святой великомученицы Екатерины, возведенный в Царском Селе в стиле суздальских соборов по проекту архитектора Константина Тона, был заложен в 1835 году по повелению императора Николая Первого ... | | Пятиглавый храм Святой великомученицы Екатерины, возведенный в Царском Селе в стиле суздальских соборов по проекту архитектора Константина Тона, был заложен в 1835 году по повелению императора Николая Первого. Освящение собора состоялось 24 ноября 1840 года, в день памяти святой великомученицы, в присутствии императора Николая Первого и цесаревича Александра Николаевича. Среди внутреннего убранства храма выделялся резной золоченый пятиярусный иконостас, иконы которого были написаны известными художниками. В алтаре одного из приделов находились два живописных образа великих мастеров - «Распятие» работы Антониса Ван-Дейка и «Мадонна во славе» Паоло Веронезе. Также в соборе находились Владимирская икона Божией Матери в ризе, украшенной драгоценными камнями. В 1917 году в склепе Екатерининского собора был погребен первый по времени новомученик Русской Церкви - протоиерей Иоанн Кочуров, убитый большевиками 31 октября 1917 года, через пять дней после штурма Зимнего дворца в Петрограде. В 1922 году храм был разграблен, в 1938 году - закрыт, а спустя год - взорван. На его месте советские власти хотели устроить сквер поэтов, но в итоге там был установлен памятник Ленину, который простоял на останках собора более 40 лет. В 1995 году приход Софийского собора установил рядом с памятником поклонный крест. Там начали совершаться регулярные молебны, а в 2007 году Совет по сохранению культурного наследия правительства Петербурга принял концепцию воссоздания собора святой великомученицы Екатерины в Царском Селе. Освящение храма состоялось в рамках празднования 300-летия Царского Села.
| | | hidden Церковь Святого мученика Иулиана Тарсийского лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка | На Кадетском бульваре расположена церковь Святого мученика Иулиана Тарсийского, пожалуй, единственная в мире, освященная в честь этого святого. Возведен храм был для лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка ... | | На Кадетском бульваре расположена церковь Святого мученика Иулиана Тарсийского, пожалуй, единственная в мире, освященная в честь этого святого. Возведен храм был для лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка. Полк принимал участие в сражениях под Таурином, под Бородино, под Лейпцигом. Празднуя 200-летие полка, командир полка Я. Преженцев отметил, что «многие поколения, молясь в храме, благоговейно будут взирать на многовековую святыню и стремиться подражать предкам, столетиями доказывавшим славу и доблесть кирасир Его Величества». Как и другие полки, кирасиры хранили свои боевые знамена, георгиевские штандарты, кирас Николая I, полковые мундиры шефов полков. К концу XIX века насущным стал вопрос о возведении новой отдельной полковой церкви. 21 июня 1894 года, в день полкового праздника, состоялось освящение места, предназначенного для сооружения храма. 5 мая 1895 года был утвержден проект церкви, составленный архитектором В. Н. Курицыным при участии С. А. Данини. 17 сентября в присутствии императорской семьи была торжественная закладка храма, сооружаемого «в память бракосочетания 14 ноября 1894 года Их Императорских Величеств». Храм строился на средства санкт-петербургского коммерции советника И.К. Савинкова. Здание храма построено в стиле русских церквей XVII века, внутри витражный иконостас с рисованными орнаментами и иконами, выполненными в Мюнхене по картонам профессора Н. Кошелева. 19 декабря 1899 года состоялось освящение храма, в котором участвовали протопресвитер А.А. Желобовский, святой Иоанн Кронштадтский и духовенство Царского Села, присутствовала императорская семья. Вскоре в церковь из Софийского собора были перенесены и полковые реликвии.
| | | hidden | В июне 1770 года в Чесменской бухте Эгейского моря произошло решающее морское сражение. «Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили ... | | В июне 1770 года в Чесменской бухте Эгейского моря произошло решающее морское сражение. «Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими» (из донесения командующего авангардом адмирала Г. Спиридова). Во время Архипелагской экспедиции 1769–1774 гг. был осуществлен стратегический маневр сил морской пехоты, было высажено свыше 60 десантов, основную боевую силу которых составляли морские пехотинцы Балтийского флота. Самым величественным памятником русской воинской славы, в котором воплощена идея морского могущества России, является Чесменская колонна. Она сооружена по проекту архитектора А. Ринальди. Строительство продолжалось с 1771 по 1778 гг. При работе над монументом Ринальди впервые обратился к идее ростральной колонны и блестяще претворил ее в жизнь. Монумент «Чесменская колонна» стал национальным уникальным памятником как по значению отраженного в ней события, так и по силе композиционно-художественного воплощения. Открытое пространство акватории Большого пруда составляет композиционный центр пейзажной части Екатерининского парка, где доминантой является Чесменская колонна. 25-метровая колонна изготовлена из светло-розового олонецкого мрамора. Помещение, расположенное внутри пирамидальной базы колонны, имеет два выхода: один в виде ниши с металлической решетчатой дверью на уровне воды, другой – каменная галерея, проложенная под дном пруда до Башни-руины. Колонна установлена на пьедестале из мрамора синего цвета. По сторонам пьедестала размещены бронзовые барельефы, изображающие три решающих морских сражения русско-турецкой войны 1768-1774 гг.: Хиосское, Чесменское и овладение десантом морской пехоты острова Митилены.
| | | | |