| -
hidden Памятники истории и культуры | Болотов Андрей Михайлович (1800-1854) hidden Виельгорские Мих.Ю., Мат.Ю., гр. музыканты | ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В ... | | ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В. (1788-1856), композитор (опера "Цыгане", 2 симф. и др.), пианист и органист, действит. статский советник (1827). Получил прекрасное муз. образование. С 1827 жил и служил в СПб.; с 1828 шталмейстер двора вел. княгини Елены Павловны, сыграл ключевую роль в придворной карьере А. Г. Рубинштейна и высочайшем покровительстве Русскому музыкальному обществу (РМО). Видный масон (магистр Великой провинц. ложи, адепт герметич. наук). Муз.-артистич. салон В. стал центром муз. жизни СПб. Здесь выступали приезжие виртуозы, певцы итал. и рус. оперы, устраивались симф. концерты: звучали все симф. соч. Л. Бетховена, дирижировал Р. Шуман, К. Шуман исполняла концерт Ф. Мендельсона; Ф. Лист играл для М. И. Глинки с листа партитуру "Руслана". В качестве чл. Дирекции имп. театров и шталмейстера двора В. имел значит. влияние на казенные театры, приглашение артистов на придворную службу. Г. Берлиоз назвал его дом "муз. министерством". М а т в е й Юрьевич В. (1794-1866), шталмейстер двора вел. княгини, затем имп. Марии Александровны, обер-гофмейстер, чл. Дирекции имп. театров, выдающийся виолончелист, играл соло и в ансамблях в салоне брата, при дворе, на благотворит. вечерах, в собраниях Концертного об-ва. Его партнерами были Дж. Филд, А. Вьетан, К. Липиньский, Г. Венявский, М. Плейель, А. Ф. Львов и мн. др. Один из учредителей и первых директоров РМО. Собрал уникальную коллекцию струнных инструментов, в т.ч. квинтет работы А. Страдивари. В кон. 1820-х - нач. 1830-х гг. братья В. жили на наб. р. Мойки, 84, затем на Михайловской пл. (ныне пл. Искусств), 3 (1833-37), 5 (1837-44) и 4 (с 1844). Последний принадлежал Матвею В., известен как Дом Виельгорского, пам. архитектуры классицизма (1830-32, арх. А. М. Болотов, фасад оформлен по проекту К. И. Росси). В 1830-х гг. в доме жила Е. А. Карамзина (вдова Н. М. Карамзина), семью к-рой часто навещал А. С. Пушкин. В сер. 19 в. в этом доме жил А. К. Толстой. Ныне в д. 4 - гимназия Рус. музея. Зал, в к-ром собирался муз. салон В., восстановлен, в нем бывают концерты. В соседнем помещении - небольшой музей В. Братья В. похоронены на кладб. Александро-Невской лавры (Михаил - в Лазаревской усыпальнице, Матвей - в Благовещенской усыпальнице). Лит.: Щербакова Т. А. Михаил и Матвей Виельгорские: Исполнители. Просветители. Меценаты. М., 1990. А. Л. Порфирьева.
| | | hidden Усадьба А. В. Кокорева (промышленника, виноторговца, мецената) | Пример богатой купеческой усадьбы в стиле модерн, основу которой составляют ранние постройки двух городских мест №№ 154 и 153. Одно из них принадлежало тайному советнику Ф. А. Дурасову, от которого вскоре перешло к князю Дондукову-Корсакову ... | | Пример богатой купеческой усадьбы в стиле модерн, основу которой составляют ранние постройки двух городских мест №№ 154 и 153. Одно из них принадлежало тайному советнику Ф. А. Дурасову, от которого вскоре перешло к князю Дондукову-Корсакову. Для него архитектор А. М. Болотов составил в 1859 г. проект каменного дома, черты которого проявляются в облике современного фасада. В конце XIX в. его владельцем стал петербургский купец А. В. Кокорев и присоединил еще один соседний участок – статского советника В. Е. Купфера, первым владельцем которого до 1847 г. был архитектор В. И. Гесте и его наследники. В 1901–1904 гг. архитектор С.А. Данини перестроил для Кокорева существующий дом, соединив его оградой с отдельно стоящим флигелем (Московская ул., 53, 55). Обширный сад с фигурным прудом объединил сады прежних владельцев. В доме имелся зимний сад, одноэтажный корпус которого, перекрытый световым фонарем в виде полуциркульного свода и декорированного орнаментальным поясом с навершиями из кованого металла, был пристроен С. А. Данини к зданию со стороны сада. К причудам владельца относились прозрачная хрустальная беседка с чучелом слона в саду, на дорожках которого и террасе дома летом расставлялись стулья с манекенами людей. Облик главного усадебного дома привлекает богатой отделкой из декоративного облицовочного кирпича (фигурного и полихромного с преобладанием белого тона) и кованого металла сложных орнаментальных композиций решеток, фигурных козырьков, навесов, балкона над главным входом. Примыкающая к дому с двух сторон высокая каменная ограда с кованой решеткой ажурного рисунка наверху была решена в тех же формах, что и фасад, однако она полуразрушена, решетка и ворота частично утрачены. Внутри сохранился парадный вестибюль, мраморная лестница и планировка, богатая отделка интерьеров в различных исторических стилях утрачена. Г. В. Семенова Персоны Болотов Андрей Михайлович Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Данини Сильвио Амвросиевич
| | | | |