| -
hidden Памятники истории и культуры | Глинка Михаил Иванович (1804-1857) hidden Виельгорские Мих.Ю., Мат.Ю., гр. музыканты | ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В ... | | ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В. (1788-1856), композитор (опера "Цыгане", 2 симф. и др.), пианист и органист, действит. статский советник (1827). Получил прекрасное муз. образование. С 1827 жил и служил в СПб.; с 1828 шталмейстер двора вел. княгини Елены Павловны, сыграл ключевую роль в придворной карьере А. Г. Рубинштейна и высочайшем покровительстве Русскому музыкальному обществу (РМО). Видный масон (магистр Великой провинц. ложи, адепт герметич. наук). Муз.-артистич. салон В. стал центром муз. жизни СПб. Здесь выступали приезжие виртуозы, певцы итал. и рус. оперы, устраивались симф. концерты: звучали все симф. соч. Л. Бетховена, дирижировал Р. Шуман, К. Шуман исполняла концерт Ф. Мендельсона; Ф. Лист играл для М. И. Глинки с листа партитуру "Руслана". В качестве чл. Дирекции имп. театров и шталмейстера двора В. имел значит. влияние на казенные театры, приглашение артистов на придворную службу. Г. Берлиоз назвал его дом "муз. министерством". М а т в е й Юрьевич В. (1794-1866), шталмейстер двора вел. княгини, затем имп. Марии Александровны, обер-гофмейстер, чл. Дирекции имп. театров, выдающийся виолончелист, играл соло и в ансамблях в салоне брата, при дворе, на благотворит. вечерах, в собраниях Концертного об-ва. Его партнерами были Дж. Филд, А. Вьетан, К. Липиньский, Г. Венявский, М. Плейель, А. Ф. Львов и мн. др. Один из учредителей и первых директоров РМО. Собрал уникальную коллекцию струнных инструментов, в т.ч. квинтет работы А. Страдивари. В кон. 1820-х - нач. 1830-х гг. братья В. жили на наб. р. Мойки, 84, затем на Михайловской пл. (ныне пл. Искусств), 3 (1833-37), 5 (1837-44) и 4 (с 1844). Последний принадлежал Матвею В., известен как Дом Виельгорского, пам. архитектуры классицизма (1830-32, арх. А. М. Болотов, фасад оформлен по проекту К. И. Росси). В 1830-х гг. в доме жила Е. А. Карамзина (вдова Н. М. Карамзина), семью к-рой часто навещал А. С. Пушкин. В сер. 19 в. в этом доме жил А. К. Толстой. Ныне в д. 4 - гимназия Рус. музея. Зал, в к-ром собирался муз. салон В., восстановлен, в нем бывают концерты. В соседнем помещении - небольшой музей В. Братья В. похоронены на кладб. Александро-Невской лавры (Михаил - в Лазаревской усыпальнице, Матвей - в Благовещенской усыпальнице). Лит.: Щербакова Т. А. Михаил и Матвей Виельгорские: Исполнители. Просветители. Меценаты. М., 1990. А. Л. Порфирьева.
| | | hidden Глинка М.И., (1804-1857), композитор | ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К ... | | ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К.] Майера, игры на скрипке - у 1-го скрипача Придворного оркестра Ф. Бема. В 1824-28 служил в канцелярии Совета Гл. управления путей сообщения (Московский просп., 9). Посещал Большой театр, концерты крепостного оркестра П. И. Юшкова, салоны Ф. П. Львова и А. Ф. Львова (Почтамтская ул., 7/4), Е. К. Сиверса (Почтамтская ул., 10), В. Ф. Одоевского, Виельгорских, А. А. Дельвига, познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, А. Мицкевичем. Начал писать музыку, играл и пел свои сочинения везде, где бывал, издавал мелкие пьесы и романсы. В 1830-34 путешествовал по Европе. В 1834-44 (с перерывами) снова жил в СПб. Пользовался репутацией первого рос. музыканта, написал и поставил классич. оперы: "Жизнь за царя" (либретто Е. Ф. Розена, премьера в день рожд. имп. Николая I на торжеств. открытии заново отстроенного после пожара Большого театра 27.11.1836) и "Руслан и Людмила" (либретто В. Ф. Ширкова и др., премьера 27.11.1842, там же). В 1837-39 служил капельмейстером Придворной певч. Капеллы. В этот период сошелся с А. С. Даргомыжским, сблизился с окружением Жуковского, выступал при дворе, женившись, устраивал собств. муз. вечера. В кон. 1830-х гг. подружился с бр. Кукольниками, написал музыку к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (1841), романс "Сомнение" и вокальный цикл "Прощание с Петербургом" на его стихи. Сочинял духовную музыку, набросал "motif du chant national" (в 1992-2001 служил гос. гимном РФ). Посвятил дочери А. П. Керн Екатерине романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840). В 1844 уехал за границу. Возвращался в СПб. в 1848-49, 1851-52 и в 1854-56. В 1850 в отсутствие Г. на благотворит. концерте Об-ва посещения бедных в Дворянском собрании впервые исполнены его симф. соч.: "Воспоминание о Кастилии" (позднее переделаны в "Ночь в Мадриде"), "Арагонская хота" и "Камаринская". В 1851 Г. вернулся в ореоле новой славы первого рус. симфониста. В последний петерб. период круг общения Г. изменился. Его близким приятелем стал В. П. Энгельгардт (ему Г. подарил все свои рукописи), Г. сошелся также с Д. В. Стасовым и В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, бывал у О. И. Сенковского. Зимой 1854/55 завершил свои "Записки". Последнее крупное муз. соч., написанное в СПб., - 3-я оркестровая ред. "Вальса-фантазии", впервые прозвучавшая в концерте Д. М. Леоновой в Александринском театре весной 1856. Г. - первый рус. композитор-классик, при жизни был признан как творец нац. рус. оперы и рус. симф. музыки. О музыке и творч. кредо Г. много писали при его жизни лучшие из его критиков - Одоевский и Серов. В 1930-х гг. опера "Жизнь за царя", написанная на сюжет семейного мифа дома Романовых о чудесном спасении царя Михаила Федоровича, была переработана в духе "нар. трагедии" (новый текст написал С. М. Городецкий) и с 1939 до нач. 1990-х гг. исполнялась под назв. "Иван Сусанин". Г. почти ежегодно нанимал новую квартиру. Большинство домов, в к-рых он жил, не сохранилось. В 1828-29 и в 1851-52 снимал квартиру на углу Невского и Владимирского просп. (д. 49/2), в 1836-37 и в 1840-41 - на углу Фонарного и Глухого (ныне ул. Пирогова) пер. (д. 3/8; мем. доска), в 1837-39 жил на казенной квартире при Капелле (наб. р. Мойки, 20), в 1841-1842 - на Б. Мещанской (ныне Казанская) ул., 16. В 1848-49 - у своего зятя В. И. Флери, дир. Уч-ща глухонемых (угол Гороховой ул. и наб. р. Мойки, д. 18/54), в 1854-56 - в Эртелевом пер. (ныне ул. Чехова, 7; мем. доска). Погребен в Берлине, в 1857 перезахоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). 8.3.1857 Филармонич. об-во устроило в Дворянском собрании торжеств. концерт памяти Г. Именем Г. названы Гос. акад. певч. капелла, Малый зал Филармонии (пам. на лестнице), улицу рядом с Мариинским театром. В 1906 открыт пам. Г. на Театральной пл. близ Консерватории (скульп. Р. Р. Бах, арх. А. Р. Бах); бронз. бюст (скульп. В. П. Пащенко, арх. А. С. Лыткин) установлен в 1899 в Александровском саду. С 1960 проводится Всерос. (ранее Всес.) конкурс вокалистов им. Г. Соч.: Литературное наследие: В 2 т. Л.; М., 1952-1953. Лит.: Глинка в воспоминаниях современников. М., 1955; Орлова А. А. Глинка в Петербурге. Л., 1970. А. Л. Порфирьева.
| | | hidden Ершов И.В., (1867-1943), певец | ЕРШОВ Иван Васильевич (1867-1943), артист оперы (драм. тенор), камерный певец, режиссер и педагог, нар. арт. СССР (1938), д-р иск-ведения (1941). В 1893 окончил петерб. Консерваторию (класс С. И. Габеля) ... | | ЕРШОВ Иван Васильевич (1867-1943), артист оперы (драм. тенор), камерный певец, режиссер и педагог, нар. арт. СССР (1938), д-р иск-ведения (1941). В 1893 окончил петерб. Консерваторию (класс С. И. Габеля). До 1929 (с перерывами) солист Мариинского театра (дебюты в операх Ш. Гуно "Фауст" и "Ромео и Джульетта"). Один из крупнейших представителей рус. вокальной школы, обладал драм. талантом. Лучшие роли - в операх М. И. Глинки (Собинин - "Иван Сусанин", Финн - "Руслан и Людмила"), Н. А. Римского-Корсакова (Гришка Кутерьма - "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", Садко, Михайло Туча - "Псковитянка") и Р. Вагнера (Тангейзер, Тристан, Лоэнгрин, Зигфрид). Исполнил ок. 55 партий тенорового репертуара, в т.ч. Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Отелло ("Отелло" Д. Верди), Иоанн Лейденский ("Пророк" Д. Мейербера), Самсон ("Самсон и Далила" К. Сен-Санса), Орест ("Орестея" С. И. Танеева). В 1916-41 проф. Петрогр. (Ленингр.) консерватории, участвовал в создании ее Оперной студии (худож. рук., поставил ряд спектаклей; ныне Театр оперы и балета). Жил в 1931-41 на Гороховой ул., 4 (мем. доска). Умер в эвакуации в Ташкенте, в 1956 прах перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в. Имя Е. присвоено одному из классов Консерватории. Лит.: Иван Васильевич Ершов: Статьи. Воспоминания. Письма. Л.; М., 1966; Гозенпуд А. А. Иван Ершов: Жизнь и сценич. деятельность: Исслед. Л., 1986. Е. В. Третьякова.
| | | hidden | Лето. В доме Мейера на Малой ул. жил М.И. Глинка. Здесь он работает над «Записками», на первой странице которых написано: «Царское Село. 3 июня 1854 года». ... | Лето. В доме Мейера на Малой ул. жил М.И. Глинка. Здесь он работает над «Записками», на первой странице которых написано: «Царское Село. 3 июня 1854 года». Персоны Глинка Михаил Иванович
| | | | |